Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.03.2016
ВНУТРЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Так был назван проект московского композитора Марины Шмотовой – ее авторский вечер 31 января в Музее Вадима Сидура

Это путешествие по творчеству М. Шмотовой, где ее опусы разных лет объединились в единое целое, в некое сверхпроизведение. Это путешествие по ее партитурам. Автор попросила не прерывать концерт аплодисментами, и публика в этом ее поддержала.

Марину Шмотову пригласил художник, поэт и искусствовед Александр Бабулевич, последовательный приверженец линии исторического авангарда, выставка которого «Архивация звука» проходила в Музее В. Сидура до 7 февраля. Его всегда интересовали такие темы, как преодоление границы между искусством и жизнью, синтез вербального текста, визуального образа и музыкального звука. Поэтому его внимание к музыке одного из самых искренних и глубоких современных российских композиторов неудивительно.

В своем вступительном слове Бабулевич резонно заметил, что многие сочинения Марины посвящены перемещениям и странствиям (надо признать, путешествовать она любит). И все же на этот раз слушатели имели дело не с внешним путешествием в пространстве, а с внутренним – во времени.

Музыка Шмотовой далека от авангарда, ее сочинениям местами скорее свойственна минималистская репетитивность, так что ни с Бабулевичем, ни с Сидуром (его работы тоже экспонировались) никаких пересечений нет. Своей музыкой Марина, по ее собственным словам, вступала в диалог с пространством музея – и с выставкой Вадима Сидура, и с выставкой Александра Бабулевича. Воспринималось это, впрочем, как полистилистическое наслоение музыкального и визуального рядов, просто как их мирное сосуществование.

В свое время ныне покойный Сергей Беринский, которого Марина Шмотова считает своим учителем, дал ей очень точную и емкую характеристику: «Безусловный лирик. Стремится выразить самые глубинные, трудноуловимые состояния души. Избегает в музыке всего внешнего, шумного и случайного. Очень строго избирает средства развития. Сильная сторона автора – богатая самобытная интонационность. Композитор открытия – не средств музыкальной выразительности, а пути самопознания, открытия в себе все новых ландшафтов, образных сфер… Мы благодарны тому, кто открывает нам какое-то новое эмоциональное состояние, какой-то новый поворот прожитого нами… Способность Марины Шмотовой создавать яркий, образный, неповторимый мир есть знак подлинной творческой индивидуальности». Открытия Марины, действительно, никогда не направлены на немедленный внешний эффект, но при этом бывают интригующими. Скажем, в прозвучавшей «Комнатной симфонии» на стихи Игоря Холина для сопрано, саксофона и фортепиано она придерживается структуры классической симфонии, но при этом продолжительность каждой части регламентируется одной минутой.

В режиме non stop в концерте было исполнено (или воспроизведено в виде фонограммы) более десятка сочинений, в том числе «Поезд», «Притяжение», «Тишина», «Летящий поезд», «Тундра», «Игры», Simple Single (причем фонограмма иногда наслаивалась на живое исполнение). Это очень разные опусы, которые объединяет периодически появляющийся лейтмотив – вполне натуралистичное движение поезда (отзвуки «внешнего путешествия»). А на внутреннем уровне, думается, это те самые поезда, проезжавшие мимо Дома творчества «Иваново», – к нему у Марины особое отношение. Рядом там находится железнодорожная станция, причем это сортировочная, куда заезжают и товарные составы. Когда бродишь по дорожкам Дома творчества, в полной тишине доносятся паровозные гудки… Кажется, Марина Шмотова переняла манеру Сергея Беринского, который брал музыкальные идеи отовсюду, в том числе из окружающего мира, который любил ходить и все выслушивать…

После концерта осталось острое ощущение ностальгии и не менее обостренное – жизни, собственной экзистенции. Наверное, это и есть то самое стирание границы между искусством и реальной жизнью.

Музыканты, принимавшие участие в концерте, – давние друзья Марины и выдающиеся профессионалы, с исполнителями ей всегда везло. Тем не менее она не ленится сама выучить фортепианную партию и выступить в качестве пианистки или сыграть партию тибетских колоколов. Ирина Павлихина (скрипка), Владимир Иванов (фортепиано), Светлана Бойченко (сопрано), Glazunov quartet (квартет саксофонов в составе Андрея Кравченко, Александра Стреляева, Кирилла Маслова и Филиппа Чумаева) – все они не просто профессионально воспроизвели текст. Их интерпретации воспринимались на уровне сотворчества с композитором.

Фото Вадима Фролова

Поделиться:

Наверх