Можно трубить о сохранении духовных скреп и приумножении самобытных народных традиций. А можно делать. И не для протокола, а так, чтобы у пятисот исполнителей и моря зрителей душа развернулась и запела – как это было на фестивале в Сызрани.
В этом году сюда приехали участники из Санкт-Петербурга, Красноярского края, Курской, Липецкой, Нижегородской, Московской областей, Башкортостана, Татарстана, Мордовии, Удмуртии и других регионов. Почти вся Россия! Солисты и коллективы из 40 детских школ искусств, творческих объединений домов культуры и дворцов творчества, колледжей искусств и музучилищ представили жюри сотни произведений. Играли (согласно условиям конкурса) сочинения самого Евгения Дербенко и произведения на фольклорной основе из мирового репертуара – в переложениях или оригинальные.
Как и принято на хороших конкурсах, в Сызрани прошли мастер-классы и «разбор полетов» с членами жюри после завершения конкурсных прослушиваний. Как выяснилось, все просто: для того чтобы душа у слушателей развернулась и запела, нужно подходить к каждому произведению вдумчиво, учиться пропускать материал через себя. Но за этой простотой – кропотливый труд исполнителя. С тем, как это делают мэтры – члены жюри конкурса, будущим Заволокиным и Цыганковым, а также их преподавателям удалось познакомиться на мастер-классах. Хорошим подспорьем стали ноты, методички, записи концертов, которые наставники привезли с собой.
Объясняя суть, а заодно и название состязания, его организаторы говорят: «Мы стремимся найти и поддержать молодых одаренных исполнителей, развить и популяризировать школу игры на гармони, ведь это важная часть развития национальной культуры. Наш конкурс – это удивительная возможность услышать народную музыку по-новому, в ритме нашего времени – побуждающего творить, созидать и побеждать».
В ногу со временем идут, всячески помогая школе в организации масштабного проекта, и Управление культуры и Администрация городского округа Сызрань. В стороне не остались Министерство культуры Самарской области вместе с Агентством социокультурных технологий, Сызранским методическим ресурсным центром художественного образования и Детским благотворительным фондом Аркадия Островского.
Все вместе они подарили горожанам и гостям Сызрани грандиозный праздник. И если кто-то не ощутил себя полностью счастливым, то, что поделать, – конкурс есть конкурс. Лучших «В ритме времени» выбирало авторитетное жюри. Из Москвы прибыли Владимир Глейхман, профессор Московского государственного института культуры, Сергей Лукин, профессор Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке, солист НАОНИ России им. Н. Осипова, и Павел Уханов, преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Родной для Сызрани регион представлял Виктор Свитов, декан музыкально-исполнительского факультета Самарского государственного института культуры. Из Ярославля был приглашен Владимир Агафонов, заслуженный артист России, преподаватель Ярославского музыкального училища им. Л.В. Собинова. Возглавлял жюри сам Евгений Дербенко, о котором стоит сказать особо.
Классик-современник
Евгений Петрович – виртуоз-баянист и композитор, живая легенда и «душа России» (лауреатом этой премии является Дербенко). Он родился в Павловском Посаде, окончил ДМШ по классу баяна, потом Московское областное музыкальное училище в Коломне. Сочинять начал, едва освоив навыки игры. А продолжил это занятие в ГМПИ им. Гнесиных, где учился и по классу баяна, и по классу композиции. Сейчас в творческом багаже Евгения Петровича три с половиной тысячи произведений для самых разных инструментов – юным конкурсантам есть что выбрать для исполнения. Кому-то в радость оригинальные сочинения композитора, кому-то – обработки народных мелодий или классики.
В 1974-м виртуозный исполнитель и неординарный композитор начал преподавать в Орловском музыкальном училище. С этого момента начинается и самый яркий период его композиторской деятельности. Он пишет для театра (два мюзикла, музыка к семнадцати драматическим спектаклям) и для любимого инструмента. Его сочинения тут же подхватывают баянисты и гармонисты. Циклы «Перезвоны» и «Картины Древней Руси» включает в свой репертуар Академический оркестр русских народных инструментов Гостелерадио СССР под управлением Н. Некрасова. В середине 80-х большой успех композитору приносит его кантата «Солдатам России» для хора и симфонического оркестра. А созданный им тогда же ансамбль «Орловский сувенир» начинает гастролировать по России и зарубежью, собирая полные залы. Публику поражает не только виртуозность исполнения. Каждый номер концертной программы превращается в мини-спектакль – не в последнюю очередь потому, что музыканты Дербенко в совершенстве владели несколькими инструментами. И эта известная «мультиинструментальность» мышления основателя и бессменного председателя жюри Сызранского состязания – одна из причин высокой степени доверия к судейству на этом конкурсе, собирающем и «кнопочников»: баянистов, аккордеонистов, гармонистов, и струнников – домристов, балалаечников, гитаристов.
После двух дней конкурсных прослушиваний, в которых участвовали солисты, дуэты, ансамбли и оркестры, были объявлены результаты. Один из двух Гран-при достался образцовому оркестру русских народных инструментов сызранской ДШИ им. А.И. Островского (дома и стены помогают!).
Вторым фаворитом жюри стал Артем Амелин из Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова. Многочисленные награды прочих степеней разлетелись вместе с их обладателями по городам и весям. Но прежде, на гала-концерте, лауреатов конкурса-фестиваля и его гостей ждал сюрприз – номер в исполнении Евгения Дербенко и его ученика, преподавателя РАМ им. Гнесиных Павла Уханова. Неподражаемый стиль, выразительность, отточенная техника дуэта на грани фантастики создали такую вольтову дугу общения с залом – никаким поп-группам «Серебро» или «М-бэнд» и не снилось!
Поделиться: