Достижений у школы немало. Она значится в Национальном реестре «Ведущие учреждения культуры России», несколько раз входила в число ста лучших школ искусств, дважды становилась лауреатом конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования детей», а потому по праву считается гордостью Кузбасса. Здесь можно услышать и такое: если Кузнецкий угольный бассейн – это крупнейшее в мире угольное месторождение, то ДШИ № 15 – месторождение талантов.
СОКРОВИЩА КУЗБАССА
«Все дети одарены изначально, – уверена Н.О. Мамзер, возглавляющая школу уже четверть века. – Чтобы стать, например, пианистом, вовсе не обязательно иметь длинные пальцы, это миф. Главное, чтобы ребенок вовремя попал в хорошие руки. Родителям надо это помнить и просто помочь своему малышу, погрузив его в ту среду, где умеют раскрывать таланты».
Именно созданием благоприятных условий для всестороннего развития юных дарований и занимаются в ДШИ № 15. Кроме основных отделений (музыкального, хореографического, театрального), здесь ведут преподавание для детей от двух до шести лет и учат сразу трем дисциплинам – музыке, театру и танцам. Таким образом удается воздействовать на все системы восприятия ребенка – зрительную, звуковую, кинестетическую, которые в свою очередь формируют прочные ассоциативные связи на всю жизнь.
«Мы воспитываем маленьких Цезарей, умеющих делать сразу несколько дел, – продолжает Наталья Олеговна. – Наша точка зрения: чем раньше и всесторонней начать развивать ребенка, тем легче ему будет потом бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым».
ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ
Работа с дошколятами продумана до мельчайших деталей. Например, программа обучения поделена на две возрастные подкатегории: «Умняша» (с 2 лет) и «Подрастай-ка» (3–6 лет), и подключиться к ней можно в любой месяц учебного года. Самые маленькие воспитанники обучаются вместе с родителями, и это важный момент: общие интересы и увлечения упрочивают психоэмоциональные связи между ними. Чтобы разгрузить вечно занятых мам, в ДШИ взялись еще и за подготовку дошколят к поступлению в первый класс, разработав обучающие программы по таким предметам, как познание мира, занимательная математика, развитие речи, английский язык. И родители эту новацию, благодаря которой их дети теперь могут в одном месте получить и эстетическое воспитание, и общеобразовательную подготовку, оценили.
Отмечают они как плюс и то, что малыши здесь не только учатся, но и с самого начала раскрывают свой творческий потенциал: в сентябре пришли в школу, а уже в декабре – на сцене. Наравне со старшими они участвуют в конкурсах и выступают на концертах в составе вокальных ансамблей «Смешарики» и «Веселые гномы», хореографических «Солнышко» и «Карамельки».
На сегодняшний день отделение раннего эстетического развития является самым многочисленным (более 300 детей), и популярность его с каждым годом растет. Но прежде чем прийти к выстроенной системе выявления и бережного взращивания талантов, школа преодолела долгий путь. Сначала, в 1981 году, на базе одного из кемеровских интернатов для детей-сирот была создана специализированная школа духовых и ударных инструментов. Очень скоро она начала расширяться: в 1984-м открылись классы хореографии, в 1990-м – театральное отделение, а в 1992-м – класс фортепиано. И лишь через десять лет, с пробуждением в стране интереса к этому направлению, открылось отделение раннего эстетического развития. Перспективу сложившегося школьного комплекса его руководители видят в полном переходе на предпрофессиональную подготовку обучающихся, но отделение раннего эстетического развития будет сохранено как приоритетное.
СДЕЛАТЬ ВЫБОР? ЛЕГКО!
В Пятнадцатой школе все устроено так, чтобы ребенок развивался, ориентируясь не на родительские предпочтения, а на собственные интересы. К первому классу, по окончании дошкольного отделения, ему надо выбрать для себя одно из направлений, и обычно это происходит легко и безболезненно. Хотя выбор такой, что глаза разбегаются!
Музыкальное отделение предлагает обучение игре на фортепиано, скрипке, гитаре, флейте, саксофоне, ударных инструментах, а также обучение академическому вокалу. На оркестровом в 2007 году был создан ансамбль фольклорной музыки «Калинка», где ребята получили возможность изучать народные обычаи, обряды, музыку, танцы и тем самым погружаться в историю и культуру предков. Постоянно расширяется, прирастая новыми направлениями (бальным, эстрадным), хореографическое отделение.
Одно из самых перспективных и любимых учениками отделений школы – театральное. Оно интересно не только особой атмосферой, но и своими традициями, к которым относятся празднования Дня именинника, Посвящение в юные театралы, новогодние представления, тематические вечера. Его выпускники успешно поступают в престижные театральные вузы страны и пополняют труппы таких ярких театров, как, например, Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» или Кемеровский театр для детей и молодежи.
КАК ПОДДЕРЖАТЬ ТАЛАНТ
Ни одно заметное событие в Кемерово не обходится без участия творческих коллективов ДШИ № 15. Студия эстрадной песни «Ассоль», хореографические ансамбли «Сюрприз», «Кредо денс», «Шоколад», «Планета детства», театр-студия «Клякса», концертный хор «Крещендо», хор младших классов «Акварель» – постоянные участники культурно-зрелищных мероприятий города. Но ждут их и в больницах, центрах социальной защиты населения, детских домах, санаториях, на предприятиях.
Одно из самых интересных и плодотворных направлений в творческой деятельности школы – это участие в совместных проектах с профессиональными коллективами на профессиональной сцене. Не так давно состоялся концерт Губернаторского духового оркестра, в котором приняли участие хоровые коллективы города, в их числе был и школьный хор «Акварель». Только что учащиеся театрального отделения в «дуэте» уже с Губернаторским симфоническим оркестром в рамках абонементных концертов исполнили «Сказку о золотой рыбке». Хореографические коллективы с тем же оркестром работают в абонементе «Танцы народов мира». Сейчас в школе вновь готовятся к интересному проекту, премьера которого состоялась год назад. Он называется «Первые овации» и подразумевает выступления детей-солистов с Оркестром русских народных инструментов Государственной филармонии Кузбасса.
Ежегодно коллективы и солисты школы дают порядка двухсот концертов и регулярно выезжают на конкурсы и фестивали (в частности, в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Анапу, Крым, Болгарию, Черногорию, Абхазию), откуда неизменно привозят Гран-при и другие награды. Дипломы лауреатов и призы Общероссийского конкурса Министерства культуры РФ «Молодые дарования России» совсем недавно получили Лада Волчкова – 1-я премия, и Арсений Каборда – 2-я премия. Но позиция школы однозначна: награды не самоцель, они только фактор, стимулирующий к обучению.
Терпение и труд юных артистов окупаются аплодисментами благодарных слушателей, и не только ими. В Кузбассе выстроена продуманная система поощрения талантов и тех, кто просто умеет работать на совесть. Все отличники, вне зависимости от того, в какого рода школе они учатся, получают премию губернатора. В ДШИ № 15 таких отличников сейчас 150. Одаренным детям вручаются муниципальные стипендии – их ровно 50 на город. Среди тех, кто удостоен такой чести в этом году, семеро – ученики Пятнадцатой. В школе есть и свои стипендии, которые вручаются лауреатам всероссийских и международных конкурсов, а также самым активным участникам концертов. Но и это еще не все. В этом году десять воспитанников ДШИ № 15 получили губернаторскую стипендию «Юные дарования Кузбасса».
Такая по-хорошему напряженная и простимулированная творческая жизнь в итоге не только раскрывает в ребенке таланты, но и формирует его личность. К моменту окончания школы каждый выпускник – это уверенный в себе взрослый, владеющий основами мастерства. Этот человек умеет и любит трудиться, а в сложных жизненных ситуациях ему помогает выработанный навык быстро концентрироваться на поставленной цели, отбросив все лишнее.
Может, поэтому Детская школа искусств № 15 Кемерово, ставшая усилиями талантливого коллектива не только школой добра, но и школой жизни, стала и центром притяжения для жителей кузбасской столицы.
Поделиться: