Существует множество мнений о том, какой именно инструмент имеет право называться первым в истории электронным музыкальным инструментом. Многие считают, что таковым является терменвокс, другие утверждают, что к классу электронных музыкальных инструментов можно причислить электроклавесин Жана-Батиста де Лаборде (Jean-Baptiste de Laborde), построенный в Париже в 1761 году. В действительности, достаточно сложно сказать, чьё изобретение являлось первым электронным инструментом в силу того, что любой инструмент, так или иначе использующий физические процессы с участием упорядоченного движения электронов (то есть протекания электрического тока) можно формально считать электронным. Здесь крайне необходимо подробное рассмотрение процессов возбуждения и преобразования колебаний внутри музыкального инструмента, а также чёткого определения используемых понятий. Например, в упомянутом выше электроклавесине статическое электричество играло лишь роль “спускового крючка”, а звуковые колебания возникали в результате механического воздействия на колокола. Если рассматривать эволюцию электромеханических и электронных музыкальных инструментов, то с точки зрения истинно электронной генерации колебаний первым электронным музыкальным инструментом следует считать “Поющую дугу” (Singing Arc).
В конце XIX века в Европе широко использовался способ освещения улиц при помощи электрической дуги, зажигаемой между угольными электродами (рис. 1). Среди определённых недостатков данного метода можно отметить характерный шум, издаваемый разрядом. Британский физик Вильям Ду Боис Дуддел (William Du Bois Duddell, 1869 - 1942), работавший над проблемой уменьшения громкости шума уличного освещения, в своих опытах открыл возможность изменения тона издаваемого звука. Он обнаружил, что варьируя параметры цепи питания (рис. 2) дуговой лампы, можно контролировать тембр и уровень шума. Для зажигания дуги (A) Дуддел использовал шунтирующую схему, питавшуюся от источника постоянного тока (G), посредством которой создавался переменный ток. В зависимости от относительных значений ёмкости (C) и индуктивности (L) менялся тембр звучания, а на его громкость влияло значение активного сопротивления (R). В получившемся инструменте тон издаваемого звука напрямую зависел от частоты электромагнитных колебаний в L-C контуре, т.е. природа колебаний носила истинно электронный характер. Для наглядного и удобного управления изобретатель применял фортепианную клавиатуру, что даёт право называть новшество “первым в мире клавишным электронным музыкальным инструментом”.
В 1899 году в Лондонском обществе электроинженеров (London institution of Electrical Engineers) Вильям Дуддел провел демонстрацию “Поющей Дуги” – так он назвал своё изобретение – во время которой дуговые лампы, находившиеся в других помещениях, тоже “запели”. Это вызвало удивление и слухи о том, что спонсором представления являлась городская служба электросетей. В действительности, это явление объясняется “проседанием” (падением напряжения под нагрузкой) общего для всех ламп источника питания. Как бы то ни было, данный, случайно возникший широковещательный эффект является весьма интересным, поскольку для его реализации не потребовалось каких бы то ни было передатчиков, усилителей и громкоговорителей. Формально упомянутую демонстрацию можно считать первой (и, кажется, единственной) трансляцией электронной музыки по электрическим сетям общего назначения. Сам Вильям Дуддел рассматривал своё изобретение как шуточное, совершенно не искал получения посредством него материальной выгоды и даже не запатентовал “Поющую Дугу”. К сожалению, как музыкальный инструмент поющая дуга распространения не получила, так как была крайне тяжела и перемещалась с трудом, что делало крайне затруднительной организацию концертов с её использованием. Немногим позднее Вильям Дуддел обнаружил, что при помощи подсоединения к поющей дуге антенны возможно проведение радиотрансляций исполняемых композиций.
Несмотря на то, что сама поющая дуга не получила распространения, идеи, лежащие в её основе, десятью годами позже были использованы Тадеусом Кэхилом (Thadeus Cahill) при демонстрации "Телармониума" (Telharmonium). Нельзя переоценить и вклад этого изобретения в развитие радиовещания. В настоящее время наследниками поющей дуги Вильяма Дуддела являются высокочастотные плазменные громкоговорители Hi-End класса (рис. 3). В них используется тот же принцип управления режимом горения разряда с целью создания акустических колебаний окружающего воздуха. Благодаря малой массе драйвера (собственно плазмы) линейная характеристика громкоговорителя сохраняется в пределах 50Hz – 250kHz, что является просто выдающимся показателем. Вот так, казалось бы шуточный музыкальный инструмент, внёс неоспоримый вклад в развитие электронных музыкальных инструментов, акустических систем и радиовещания.
Поделиться: