Юбилеи
19.11.2019
Юбилейное золото Ефрема Подгайца
На 41-м фестивале «Московская осень» 24 октября прошел авторский вечер Ефрема Подгайца, посвященный 70-летию композитора

Весь юбилейный год у Ефрема Иосифовича напряженный: концерты, встречи с коллегами и поклонниками уже прошли во многих городах. Но даже на этом плотном фоне вечер в Московском доме композиторов был особенным. В зале – яблоку негде упасть: аншлаг. Публика свисала с балкона, толпилась на ведущей к нему лестнице, слушала из-за сцены, прислушивалась, стоя в фойе за закрытыми дверями в зал.

Программу на три четверти составили камерные инструментальные произведения разных лет, и только в самом конце прозвучало хоровое сочинение а капелла – совсем новое и необыкновенное. Без хора, к тому же детского, авторский вечер Ефрема Подгайца невозможно было бы представить, столько творческих сил, таланта, вдохновения отдал композитор именно хоровой музыке! Сегодня его хоровые опусы поют детские голоса по всей России. И будут, конечно, петь…

Начало вечера – словно презентация двух инструментов из разных эстетических миров: строгого, даже чопорного рояля, короля больших залов, и скромницы гитары с ее мягким задушевным звуком – королевой интимных пространств. Но они способны менять свои амплуа, и вот уже рояль звучит доверительно, сокровенно, а гитара открыто и страстно. Наталья Богданова исполнила Рондо для фортепиано и струнных (2000), а Даниэль Большой – Концерт для гитары (2001). Полноправным партнером солистов выступил оркестр «Времена года» под управлением Владислава Булахова, давнего друга и пропагандиста творчества композитора.

Финал первого отделения – Концерт для скрипки, струнных, фортепиано и ударных Cras Ignotum («Неизвестное завтра»): здесь диалог вели Наталья Богданова (фортепиано) и Левон Амбарцумян (скрипка). Это сочинение – наиболее острохарактерное по образности из всего прозвучавшего: прокофьеской парадигме Е. Подгайц остается верен и в опусе 2010 года, экспрессивном, мелодически ярком, «цепляющем».

Второе отделение открыл Концерт-ламбада для гобоя, фортепиано, струнных и ударных (1990). Ожидаемо пряные латиноамериканские краски в «экзотическом» звучании гобоя Ивана Паисова мастерски вплетались в европейскую ткань сопровождения, где особая роль отдана ударным, с которыми колдовал Виктор Сыч, ведь ритм – это душа ламбады.

Финальный Концерт для хора «Золотая печаль» на стихи Владимира Набокова исполнили девочки знаменитого коллектива «Весна», выпорхнувшие на сцену в голубых платьицах. Семичастный цикл не по-детски глубок, философски объемен, он – о вечном, облеченном в ароматные поэтические строфы. Выбрав для изложения серьезных мыслей чистые детские голоса, композитор оказался абсолютно прав: разговор о сущностном, выраженный сложной музыкальной вязью, передавался точно, трепетно и с необыкновенной искренностью. Сочинение почти театрально эффектно: сменяя друг друга, проходят разнохарактерные, порой диаметрально противоположные по настроению и типу изложения, но неизменно выразительные звуковые картины; медитативные части перемежаются игривыми, венчает все гимнический финал.

С хором «Весна» им. А.С. Пономарева под управлением Надежды Авериной Ефрем Подгайц сотрудничает уже сорок лет. Для этого коллектива им написано немало прекрасных произведений крупных и малых форм. Кристальная интонационная чистота и общая стройность звучания, богатая нюансировка, «органные» альты и хрустальный перезвон сопрано, естественная выразительность – вот фирменные черты «Весны», и во многом именно они сделали успех премьеры «Золотой печали». Финальный «Хорал» коллектив бисировал – для сложного сочинения это выдающийся результат.

Поделиться:

Наверх