Счастливая попытка номер три
20 февраля 2019 года в Красноярском музыкальном театре ожидается кульминационное событие сезона – гала-концерт в честь 60-летия театра. Именно в этот день опереттой Исаака Дунаевского «Вольный ветер» он открылся … в третий раз.
Счастливая попытка номер три

До этого в городе уже делались попытки обрести собственный театр «легкого» жанра - в 1930-м и в 1944-м годах. Первая закончилась печально. Проработав всего два сезона, театр был закрыт по идеологическим соображениям: местной власти оперетта представлялась жанром, чуждым советскому человеку. Вторая попытка тоже потерпела крах. Перебазировавшийся на излете войны из Иркутска в Красноярск, ансамбль Ленинградской оперетты проработал здесь чуть более пяти лет. И лишь третья попытка создать в Красноярске театр музыкальной комедии увенчалась успехом.

Под грифом «впервые»

В преддверии юбилейного сезона его директор Наталья Русанова поставила перед руководителями всех творческих театральных структур задачу: нужно придумать что-то такое, что отличит этот сезон от всех предыдущих. Что удивит зрителей и превратит общий для них и театра праздник в незабываемое событие.

Определяющей стала идея проводить ежемесячные бенефисы. И не только солистов-вокалистов, хотя, как считают в театре, именно они начали этот удивительный марафон, открыв сезон спектаклем «Винил», выдвинутым на фестиваль «Золотая маска-2019». Но уже в октябре эстафетную палочку подхватили их коллеги из оркестрового цеха.

«Господа, - Наталья Ивановна вспоминает, как «зажигала» своих музыкантов, - когда артисты работают на сцене, зал смотрит только туда. Восхищаются пением, игрой. А что и как играет сидящий в яме оркестр, ему зачастую не важно. Дорогие, выйдите на сцену и покажите всю силу и красоту вашего таланта! Удивите наших зрителей!».

 

И они удивили. На протяжении двух отделений концерта, названного «Магия звука», высокая классика сменялась джазовыми композициями, народными мелодиями, юмористическими музыкальными номерами. На авансцене лучи софитов высвечивали то одну оркестровую группу, то другую: скрипачи и флейтисты, тромбонисты и трубачи, кларнетисты и саксофонисты показывали такие возможности своих инструментов, о которых иной зритель и не догадывался. За пульт вставали один за другим пять (!) штатных дирижеров театра: маститый, много лет возглавлявший оркестр театра Леонид Гельруд, нынешний главный дирижер Музыкального Валерий Шелепов, молодые музыканты, каждый из которых уже лауреат или дипломант конкурсов всероссийского и международного ранга, - Николай Балышев, Тимур Кабдушев, Василий Убиенных. Каждый открывался публике в тех своих ипостасях, которые, не случись этого бенефиса, могли бы так и остаться для публики, да и для коллег тайной. Кто-то блеснул в роли ведущего, кто-то предстал интересным вокалистом, кто-то - солистом-инструменталистом, мастерски владеющим баяном, кларнетом или куда менее привычными на нашей эстраде мелодикой и дудуком.

Ну а кульминацией вечера стало исполнение произведения красноярского композитора и артиста оркестра Владимира Кошелева, написанного специально к 60-летию театра. На этой особенной ноте завершился первый в истории Музыкального театра бенефис оркестра.

 

А на подступах был уже другой - балетный. И тут тоже решили не идти проторенными путями. Танцевальное направление сontemporarydance, идущее в перпендикуляр классическому балету и отвергающее пуанты и пачки, не то что поклонникам Музыкального театра - театралам всего города мало знакомо. А потому спектакль «Линии времени», который поставила главный балетмейстер Красноярского музыкального Елена Слободчикова, стал для многих культурным открытием. Танцоры, играющие по сути самих себя и размышляющие на языке пластики о том, что есть для каждого из них время, захватили внимание зала.

А к декабрю театр готовил уже новый сюрприз, еще более неожиданный. Потому что на этот раз героями выступали те, кого уж точно в Красноярске не представляли себе в роли бенефициантов, - хористы.

Историю, в которой можно было бы интересно показать этот коллектив, придумывали долго, отвергая один вариант, другой… Наконец нужный ход главным хормейстером театра Ларисой Сивых был найден. Так на одном полюсе спектакля, названного «Жила-была деревня», поселились дед и бабка, образом схожие с теми, что с шутками да прибаутками ссорятся-мирятся в старом фильме «Любовь и голуби». А н а другом «разместились» молодые Андрияшка с Парашкой из известной народной песни. У них одна беда - тятька жениться не дает, и втянутой в конфликт поколений оказывается вся деревенская молодежь.

Эту историю наполнили русской музыкой, аранжированной в стиле диско, джаз, поп, рок, латино, расцветили роскошными костюмами и заводными танцами, умело срежиссировали и, обозначив ее жанр как folkfusion, – предъявили публике. Удивлению той не было предела: как те, на кого прежде не слишком обращали внимание, оказались мастерами, что в пении, что в танце, что в лицедействе?! «Но так и должно быть, - считает директор театра. – У нас сравнительно маленькая труппа, и в идеале каждый наш солист и хорист должен быть универсальным артистом».

А дальше весть о необычных представлениях разлетелась по всему Красноярску. И театру не оставалось ничего другого, как, следуя многочисленным пожеланиям зрителей, включить их в репертуар.

 

От Есенина до Ханумы

Бенефисная серия будет продолжена творческими вечерами заслуженных артисток России Валентины Литвиной, мастерски владеющей и классической манерой пения, и фольклорной, и эстрадной , и Светланы Кольяновой, пожалуй, самой богатой в труппе на всевозможные награды (в их числе и театральная премия «Золотая маска»). Планируются бенефисы других солистов театра - ведущих и молодых.

Но в параллель с генеральной в этом сезоне - юбилейной линией будет развиваться и привычная, согласно которой репертуар театра должен пополняться новыми постановками. А потому уже работает над двумя музыкально-драматическими спектаклям для малого зала режиссер театра Юрий Цехановский. Первый будет создан по произведениям Сергея Есенина (одно из которых и даст название постановке – «Мне осталась одна забава…»). Вторым театр отметит 95-летие своего земляка, замечательного прозаика Виктора Астафьева . Посвященный ему спектакль «Последний поклон» появится ко дню рождения писателя - в мае.

Готовит свой спектакль, и тоже для малой сцены, новый режиссер театра, которого, впрочем, здесь хорошо знают. Это артист Валерий Бурдик, в нынешнем году получивший еще и режиссерский диплом. Тема - серьезная (даже, как выразился директор театра, - рискованная). Потому что речь в спектакле пойдет о Людмиле Гурченко, актрисе, которая еще не скоро уйдет из сердец своих поклонников.

Не забыта и Большая сцена. В ноябре после десятилетнего перерыва сюда вернулся мюзикл «Как вернуть мужа» - но уже в новом прочтении главного режиссера театра Николая Покотыло. Он же позаботится о том, чтобы нынешний необычный сезон завершился в полном согласии с его обшей феерически-праздничной тональностью: в июне к тысячному залу выйдет хитроумная, острая на язычок, неунывающая «Ханума».

Вектор развития

Каждый шаг театра в этом сезоне находится, конечно же, под особо пристальным вниманием журналистов. Но под таким же неожиданно оказались и они сами: юбиляр объявил конкурс на лучшее освещение в СМИ и социальных медиа темы развития Красноярского музыкального театра. Размышления и оценки журналистов театр изучит по завершении сезона. Но уже сегодня в Красноярском музыкальном знают: им, есть что предъявить в качестве достижений.

«Когда в 2005 году я пришла в этот театр, - говорит Наталья Ивановна Русанова, - он назывался театром музыкальной комедии. Но это всего лишь один из жанров. А мы хотели развиваться и работать в разных. И сейчас в нашей афише мюзиклы, оперетты, водевили… Есть даже такие своеобразные жанры, как лайт-опера, этно-шоу и рок-опера. Сейчас у нас заполняемость зала - 85%, билеты просто «сметают», особенно на такие мюзиклы, как «Голубая камея» Кима Брейтбурга и «Винил» Евгения Загота. Театр сегодня очень востребован. И за это мне хотелось бы сказать особое спасибо труппе – и нашим ветеранам, которые закладывали основы сегодняшнего успеха, и зрелым мастерам, у которых есть, чему поучиться, и молодым артистам, на которых сегодня держится наш большой репертуар».

Поделиться:

Наверх