< №9 (135) Сентябрь 2015 >
Логотип

ВАЛААМСКИЙ «ПРОСВЕТИТЕЛЬ»

Остров Валаам стал финальным пунктом проходившего в Петербурге в седьмой раз июльского международного фестиваля «Академия православной музыки». В этом году, отмеченном 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, на острове впервые прошел Свято-Владимирский фестиваль православного пения.

Валаамский архипелаг на Ладожском озере с древности относится к особо почитаемым местам. Согласно легенде, почти 2000 лет назад до Валаама дошел апостол Андрей Первозванный, предсказавший грядущую славу острова. Основанный здесь иноками Сергием и Германом Спасо-Преображенский монастырь – одна из старейших русских обителей, судьба которой знала и высочайшие взлеты, и почти полные разорения. С 1989 года на острове ведутся восстановительные работы – воссоздаются порушенные храмы и строятся новые.

Валаам традиционно славился особой молитвенной атмосферой и неизменно сопутствующими ей музыкальными распевами. Валаамское пение издревле высоко почиталось в русских церквях – суровые и прекрасные валаамские распевы можно было встретить на клиросе практически во всех областях нашей страны. Именно поэтому на Валааме и был учрежден фестиваль православного пения «Просветитель». В течение трех дней в главном соборе и на сооруженной рядом с монастырскими стенами сцене выступали коллективы из России, Украины, Белоруссии, Греции и Сербии.

Праздничные мероприятия открылись литургией в верхнем Спасо-Преображенском храме, на клиросе которого стоял расширенный состав певчих: валаамские и афонские монахи, певцы из Грузии и Украины. Церковно-славянский язык сменялся греческим и грузинским, праздничное партесное пение чередовалось с одноголосными распевами, обозначая географию и историю православной культуры. После литургии в том же храме состоялся концерт хора Киевской православной духовной академии и семинарии – ее учащиеся исполнили песнопения Киево-Печерской лавры, одного из первых русских монастырей. Приезд киевского хора вопреки сложной политической обстановке по-особому знаменовал единство православного мира на фоне сегодняшних попыток его расколоть.

Кульминацией первого дня стал просветительский концерт «Святой равноапостольный князь Владимир: жизнь и деяния», прошедший на специально оборудованном певческом поле (автор концепции концерта – писатель Людмила Разумовская). Духовные песнопения и народные песни перемежались литературными монологами и фрагментами из летописей, прочитанными артистом петербургского Большого драматического театра Валерием Ивченко. Открывал действо праздничный колокольный звон, после которого хор Мариинского театра под руководством своего главного хормейстера Андрея Петренко спел знаменитый гимн из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»: «Славься». Из оперных шедевров прозвучал и хор поселян из «Князя Игоря» А. Бородина.

Программа строилась так, чтобы публика смогла услышать славянскую музыку, со времени князя Владимира связанную с христианством, в ее многообразии и удивительной красоте. Сербская певица Дивна Любоевич пленяла сладкозвучными греческими песнопениями, а сербский мужской ансамбль «Моисей Петрович» во главе с Николой Попмихайловым исполнил строгое и печальное «И облекоша мя в ризу». Тропарь и кондак князю Владимиру в знаменном и в партесном изложении представил праздничный хор Валаамского монастыря под управлением регента Алексея Жукова, участники «Академии православной музыки» под руководством Бориса Абальяна спели хор Г. Свиридова «Любовь святая». Из современной авторской музыки прозвучал также хор «Где ветер гнет ковыль» петербургского композитора Андрея Микиты. «Народный» блок программы обеспечивали ансамбль гусляров «Живая вода» и известные этно-певцы Сергей Старостин и Андрей Котов.

Следующие два дня фестиваля были построены по такому же принципу: литургия, концерт в храме и мероприятие на певческом поле. Во второй день можно было послушать греческие, сербские и древнерусские напевы в строгом исполнении мужских хоров (выступили хор насельников Великой лавры на Афоне, хор «Моисей Петрович» и московский «Древнерусский распев»). И если певшие в этот день в храме женские коллективы (петербургские ансамбли «Ключ разумения» и «Знамение») больше подчеркивали в знаменном распеве лирику и ангельскую чистоту, то для «Древнерусского распева» под управлением Анатолия Гринденко важнее был суровый молитвенный дух и глубокая сосредоточенность. Особняком в программе фестиваля стояла литургия знаменным распевом.

Заключительный концерт на певческом поле представил панораму разных эпох и стилей. Особую трогательную ноту программе придало выступление детского хора Донецкой епархии. Из гостей Валаама выступил также праздничный хор минского Свято-Елизаветинского монастыря, хор Грузинского патриархата «Басиани» и снова сербский византийский хор «Моисей Петрович». В завершение на сцену вышел праздничный хор Валаамского монастыря, состоящий из профессиональных петербургских певцов.

На вопрос о том, какое будущее ждет родившийся на Валааме фестиваль, наместник монастыря игумен Панкратий ответил, что это будет еще обсуждаться, однако заметил, что у истоков его проведения стояла инициатива российского президента, предложившего возродить на острове певческую школу. 

Ковалевский Георгий
30.09.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: