< №4 (131) Апрель 2015 >
Логотип
ПРЕМЬЕРА

ОПЕРА БЕЗ ОБМАНА

Премьера оперы Александра Маноцкова «Титий Безупречный» с успехом прошла в Камерном музыкальном театре им. Бориса Покровского

Если попытаться проанализировать мировую, а тем более отечественную оперную афишу, то не потребуется глубоких штудий, чтобы заметить очевидное: современные сочинения в ней занимают весьма скромное место. Даже в Германии, стране высокой музыкальной культуры и давней традиции слушания и исполнения опусов современников, где существует масса фондов поддержки современного искусства, современная опера – главным образом завсегдатай фестивальных площадок и специальных проектов, а отнюдь не оперных стационаров. Но даже если вы и разыщите в афише какого-нибудь театра оперу современника, не спешите обольщаться: очень часто под красивым итальянским словом, обозначающим великий жанр, скрывается нечто совсем иное – в лучшем случае мюзикл, в худшем – перформанс, не то что к оперному, но даже и к музыкальному театру имеющий очень отдаленное отношение, а может быть, и вовсе никакого. Кризис жанра налицо по всем статьям – кризис системный, мировоззренческий, кризис неверия современных композиторов в возможности оперы как таковой.

Но бывают и счастливые исключения, одно из таковых – мировая премьера «Тития Безупречного» Александра Маноцкова в Камерном театре Покровского. Здесь никто никого не обманывает, никто ни на чем не спекулирует. Классику оставили в покое и занялись своим прямым делом – созиданием абсолютно нового, созвучного нашему времени и менталитету искусства, к тому же – при всей инновационности – сумели остаться в рамках оперного жанра. Основным средством выразительности является голос, академическое пение, у произведения необычный, захватывающий сюжет, увлекательное драматическое развитие, словом, опус современного российского композитора доказывает, что хоронить оперный жанр еще рано – надо лишь уметь работать в его рамках, по его законам, и тогда оказывается, что он гибок и пластичен, что его средствами выразительности можно сказать ох как о многом!

Появление такого произведения на сцене театра Покровского очень логично: оно продолжает линию отца-основателя, идущую еще от «Ростовского действа», но, конечно, своими средствами, на своем уровне и своим языком. Кроме того, именно театр Покровского с самого основания сорок лет назад справедливо значится в авангарде первооткрывателей новых оперных творений. Сложнейшая партитура Маноцкова оставляет яркое послевкусие. Поражает умение композитора работать с голосами, как с сольными, так и с хоровыми, плести из вокальных строчек необычную и удивительную звуковую вязь. Это умение, хорошо известное по его хоровой опере «Гвидон», тем не менее производит впечатление и в новом сочинении. Наконец, подтвержденная способность Александра Маноцкова использовать приемы полистилистики и тонкой стилизации и при этом создавать неповторимый звуковой образ оперы, не кажущийся винегретом из обрывков чужой музыки, по нынешним временам дорогого стоит.

Одноименная пьеса Максима Курочкина, положенная в основу оперы, – чистой воды театр абсурда, пародия, доведенная до крайней точки кипения, когда нарочитая бессмыслица порождает ощущение сопричастности событиям нашего века и выстраивается в логическую цепочку смыслов, ощущений, настроений. В интерпретации режиссера Владимира Мирзоева абсурдистская эстетика сочинения высвечена с бескомпромиссной остротой, а мастерское владение сценическим пространством делает его полифоничным, выпуклым, каким-то многомерным и всеобъемлющим. Вечно живой прием – «театр в театре» – оборачивается новой стороной: его рама разомкнута, не вполне понятно, где эта игра начинается и где заканчивается, что есть вне ее и что есть в ней самой. «Космический» мотив оперы выразительно подчеркивают причудливые костюмы Нины Васениной, в то время как сценограф Александр Лисянский вписывает спектакль в пространство известных артефактов цивилизации (античные статуи, химеры Нотр-Дам и пр.).

Титаническую работу блестяще осиливает труппа театра, ведомая талантливым молодым маэстро Айратом Кашаевым: сложнейшие вокальные партии (солисты – Александр Полковников, Алексей Мочалов, Виталий Родин, Анна Костылева, Екатерина Ферзба, Михаил Яненко, Захар Ковалев и др.) дышат и льются свободно, темпоритм спектакля упруг, оркестр и хоровой ансамбль искусны до виртуозности. Спектакль увлекает и музыкально, и драматически, синтезируя различные элементы оперного театра в единую вселенную современной оперы – смелой до дерзости, но удивительным образом вписывающейся в классические каноны великого жанра.

Матусевич Александр
28.04.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: