< №10 (114) Октябрь 2013 >
Логотип

РОЖДЕНИЕ ОРКЕСТРА

Появление собственного оркестра в Центре оперного пения Галины Вишневской воспринимается как чудо: рождение оркестра – событие всегда значительное, а в наше время, утонувшее в бесконечной череде экономических неурядиц, тем более. Но это чудо никогда бы не свершилось, если бы не настойчивость и воля к победе Ольги Ростропович, нынешнего художественного руководителя Центра оперного пения.

Уже с первых дней основания этого музыкально-образовательного института Мстислав Ростропович говорил о том, что у Центра оперного пения должен быть свой собственный, а не комплектующийся по контрактам оркестр. Однако Галина Вишневская имела на этот счет свою весомую точку зрения и с созданием оркестра не спешила, хотя, несомненно, также о нем мечтала. Все дело в том, что содержание в штате такой сложноорганизованной коллективной единицы от нового учебного заведения потребовало бы дополнительных усилий, сравнимых с масштабами его основной деятельности, – как творческих, так и финансовых.

В силу этого вполне логичным и насущно предопределенным кажется то, что в первые годы существования Центр оперного пения серьезно сосредоточился на выработке стратегии и тактики основной деятельности, ведь все приходилось начинать с нуля: создавать материальную базу, укомплектовывать штат педагогов, нарабатывать методическое обеспечение учебного процесса. Осенью прошлого года центр отметил свое десятилетие, и теперь уже нет никаких сомнений, что этот период под руководством Г. Вишневской вокальному дому на Остоженке дал необратимую тенденцию творческого развития на будущее. А раз так, то сама идея его собственного оркестра сегодня предстает небеспочвенной. Однако для претворения проекта в жизнь нужен был очень мощный и авторитетный творческий катализатор.

В последние годы жизни Г. Вишневской давно назревший вопрос о необходимости собственного оркестра закономерно возник вновь и, по словам Ольги Ростропович, очень заинтересованно обсуждался. В создании облика будущего коллектива огромное значение имел немалый музыкально-организационный опыт, приобретенный О. Ростропович на посту президента Фонда Мстислава Ростроповича. В настоящее время она совмещает оба руководящих поста, связанных с творческими детищами своих родителей, и, как показывают дела, такая двойная преемственность идет на пользу делу. Результат огромных усилий Ольги Ростропович не заставил себя долго ждать: открытием нынешнего сезона Центра оперного пения – первого сезона без Галины Вишневской – стала презентация его нового оркестра.

О. Росторопович сама занималась прослушиванием кандидатов – от первого и до последнего музыканта, подавшего заявку на конкурс. Задача была непростая – из почти 500 человек выбрать 50. Сегодня в официально представленном списке оркестра 49 человек, и его штатная комплектация соответствует составу малого симфонического оркестра.

Как и у любого коллектива подобного рода, есть у него и свой директор, и свой инспектор, но ставка художественного руководителя в нем не предусмотрена. Оркестр возглавили два равноправных дирижера – Ярослав Ткаленко, хорошо зарекомендовавший себя по прошлым оперно-концертным проектам Центра оперного пения, и молодой дирижер Александр Соловьев, который впервые ярко заявил о себе в прошлом году на премьере «Кавалера розы» Р. Штрауса в Большом театре. Закономерно поэтому, что в день презентации 2 октября за пультом оркестра Центра оперного пения Галины Вишневской находились оба дирижера. Первое отделение концерта провел Я. Ткаленко, второе – А. Соловьев.

В этот большой праздничный вечер звучала музыка Моцарта и Россини, Глинки и Чайковского, Бородина и Рахманинова, Пуччини и Чилеа, Глазунова и Равеля, В. Полторацкого и Э. Артемьева. Крупная форма была представлена большим адажио из балета «Раймонда», увертюрами к операм «Руслан и Людмила», «Свадьба Фигаро», «Вильгельм Телль» и «Сорока-воровка». Звучали также и арии из опер в исполнении солистов центра, но вокальная составляющая в этом концерте была невелика.

Главной изюминкой стало знакомство с музыкантами в произведениях для солирующего инструмента и оркестра. Особенно запомнились Ростислав Сазонов и Вячеслав Карасев в Концертном дуэте № 2 для двух кларнетов с оркестром Ф. Мендельсона, а также два стипендиата Фонда Мстислава Ростроповича. Это виолончелистка Александра Перлова («Пеццо-каприччиозо» Чайковского) и трубач Михаил Гайдук («Мелодия» Э. Артемьева из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих»).

Наивно было бы думать, что в первый же вечер у оркестра все получится одинакового впечатляюще, но творческий потенциал у нового коллектива, бесспорно, есть, притом значительный. Становление репертуара, а вместе с ним и опыта на репетициях, концертах, спектаклях, гастрольных поездках – все это впереди. Но уже сегодня ясно, что зерно брошено на благодатную почву.

Корябин Игорь
29.10.2013


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: