< №12 (160) Декабрь 2017
Логотип
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НА ПУТИ К ШКОЛЕ

28 - 29 сентября в Москве проходила всероссийская научно-практическая конференция «Региональная методическая служба отрасли культуры: состояние и перспективы развития», организованная Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Основной задачей конференции была координация деятельности методических служб в условиях реформирования системы образования.

Значительная часть вопросов связывалась с произошедшими летом изменениями в законодательстве, которые коснулись функционирования ДШИ. С разъяснениями некоторых деталей и последствий перемен на конференции выступала директор московской ДМШ № 21 им. И.С. Баха И.Е.Домогацкая. Записанный нашим корреспондентом текст этого выступления публикуется с вынужденно большими сокращениями.

- После летней работы наших законодателей многие вопросы уже решены. В действующем законе № 145 теперь объявлено о том, что ДШИ реализуют предпрофессиональные программы. Для того чтобы это объявить, надо было внести серьезнейшие изменения в 9 статью, посвященную образовательным программам. Это было самое трудное, но в итоге к действующим четырем образовательным программам добавлена пятая. И отныне - по первой строке 9 статьи - мы реализуем «дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств». То есть изменение статьи позволило совершить следующие действия: дать определение, что такое предпрофессиональные программы, и привязать реализацию предпрофессиональных образовательных программ к сети, которая называется «детские школы искусств, в том числе по видам искусств».

Хочу обратить внимание: не надо менять название школы, если она называется детской музыкальной, потому что это подвид школы искусств. Нужно ли будет менять название образовательных программ в уставах школ? Нужно, но только после того, как выйдет измененное Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Подчеркиваю, что мы остались в сфере дополнительного образования, но отныне 145 законом проведена резкая граница между образовательными учреждениями дополнительного образования детей в виде домов и центров творчества и так далее и детскими школами искусств как реализующими особые дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств.

Обновленное Типовое положение ожидается очень скоро - возможно, в конце ноября мы уже будем иметь поправки к положению. Министерством культуры РФ внесен большой пласт изменений, что до последнего момента вызывало жесточайшие дебаты. Нам надо было зафиксировать в Типовом положении необходимые статусные вещи, которые уже больше нигде нельзя прописать. Министерство образования все время хотело сократить нашу часть, и борьба шла буквально за каждое слово. Как только мы получим обновленное Типовое положение, можно будет вносить и изменения в уставы. Однако надо помнить: внося изменения в устав, вы указываете не только на то, что отныне ваша школа реализует конкретные предпрофессиональные программы, - прежние программы дополнительного образования, как вы понимаете, тоже остаются и будут существовать еще долгое время.

Автоматически статус школ не может поменяться, здесь нужен ряд последовательных шагов. Прежде всего, ДШИ получат федеральные государственные требования, в которые входят примерный учебный план и график учебного процесса. На этом основании школы должны разработать комплект необходимых документов, и этот пакет затем будет лицензироваться под каждую образовательную программу (перечень предпрофессиональных образовательных программ уже почти определился). Далее школа принимает детей в первый класс по этим предпрофессиональным образовательным программам, но второй, третий классы и так далее занимаются по тем программам, которые были раньше. Параллельное движение будет происходить до тех пор, пока предпрофессиональные программы не вытеснят все остальные. Бояться этого не надо. Это, конечно, непросто, но такой процесс давно идет в профессиональном образовании, где сменился уже третий стандарт.

Теперь несколько слов о статусе и смысле самого понятия предпрофессиональной программы: это программы, которые дают возможность выбора профессии и право на ее получение. Правом ребенок может воспользоваться или не воспользоваться, но оно у него есть. Тут ничего особенно нового, потому что образование у нас, вообще-то, академическое, правильное, традиции нашего преподавания пришли из профессионального образования, и в соответствии с ними наши дети всегда имели право и возможность выбирать профессии в том или ином виде искусства, а мы всегда успешно пополняли наше профессиональное сообщество. Другое дело, что на протяжении последних 20 лет действует пугающий процесс. Мы, сами того не замечая, размываем академические основы нашего образования. Качество образования снижается, и все знают, по каким объективным обстоятельствам это происходит.

Находясь в демографическом спаде и получая убогое финансирование, мы принимаем всех подряд и все равно говорим, что у нас практически нет приема. Качество учащихся с точки зрения их природных способностей падает. Что дальше – всем известно. Чтобы как-то сохранить контингент, мы открываем отделения, которых никогда не было в нашем академическом образовании. Это отделения общеэстетического образования, это даже класс не синтезатора, а целое отделение электромузыкальных инструментов, где основным инструментом становится синтезатор, а дополнительным - фортепиано. Это не приводит к качественным показателям, и что самое главное, это тупиковое направление. Поскольку, например, после учебы на электромузыкальном отделении никуда не поступишь, оно явно не предпрофессиональное. И даже на эстрадно-джазовые отделения не поступишь, потому что требования на эти отделения по специальности «джазовое фортепиано» предполагают, что нужно играть полную академическую программу плюс джазовую композицию на рояле, а не на синтезаторе. У нас развиваются вокальные отделения. И хорошо, если на них работают специалисты, но чаще - просто люди, любящие петь, которым кажется, что они могут научить этому детей. И это тоже неправильный путь, потому что тоже в профессию исполнителя-вокалиста мы не можем направлять ребенка: развитие вокалиста начинается после 18 лет, и только с определенного возраста человеку можно давать предпрофессиональные нагрузки, не говоря уже о профессиональных. Вовсю развивается эстрадно-джазовый вокал. Я вижу, какое количество преподавателей эстрадно-джазовых отделений выдвигается на конкурс «Лучший преподаватель ДШИ». Они яркие, они везде выступают, отовсюду приносят дипломы, их повсюду приглашают. И какому же пианисту или балалаечнику противостоять такому напору?.. У меня в последнее время возникло такое ощущение, что еще максимум три-четыре года мы протянем и все: станем кружками, и говорить с нами уже будет просто не о чем.

Итак, по поводу термина «предпрофессиональное образование». Этот термин говорит о качестве образования. О том, что у нас есть примерные учебные планы, у нас жесткий график учебного процесса, у нас промежуточные итоговые аттестации, мы отвечаем именно за качество - все так, как в профессиональном учебном заведении. Самое главное, с чего в этом случае начинаются федеральные государственные требования: они говорят о том, какого выпускника мы хотим получить. Это краеугольный вопрос, который мы должны себе задать, но сегодня мало кто может четко сформулировать ответ. Если посмотреть все наши действующие программы, то, действительно, в них практически нет места разделу, где говорится о том, что ребенок должен знать, уметь, чем овладеть, какие навыки получить к окончанию школы. А задача сегодняшнего момента состоит в том, что мы, как все образование, как вся страна, должны быть ориентированы на результат. Государство ждет от нас детей, которые многое умеют и часть из которых направляется в профессию. И поэтому в федеральных государственных требованиях наибольшая часть слов, посвящена требованиям к выпускнику.

Федеральные государственные требования - это требования к содержанию и структуре, к условиям организации образовательной программы; там есть таблицы, в которых схематично представлен учебный план - сколько часов на какой предмет, схема построения учебного плана; есть развернутая часть, посвященная срокам, графику обучения, тому, сколько у нас учебных недель в году, сколько длятся летние каникулы и каникулы внутри учебного года, сколько длится аттестация, что такое консультации; здесь же - требования к педагогическому составу, то есть ценз педагогических работников. Кстати, ценз предполагает наличие в коллективе 25 процентов преподавателей с высшим профессиональным образованием, остальные - со средним профессиональным образованием. Сейчас у нас в среднем 50 процентов таких педагогов.

Несколько слов о примерных учебных планах. Они теперь устроены не так, как нам привычно, а по образу и подобию среднего и высшего профессионального образования. Так что сразу рекомендую: если, познакомившись с федеральными государственными требованиями, вы чего-то не поймете, обратитесь в колледж, и коллеги вам помогут. С новыми государственными требованиями появится и то, чего у нас никогда прежде не было. Это, в частности, нормирование самостоятельной работы обучающегося. То есть у нас есть учебные часы с педагогом и есть часы самостоятельных занятий дома, которые теперь тоже нормируются - закладываются в учебный план. Будет годовая нагрузка в часах.

В структуре примерных учебных планов теперь есть обязательная и вариативная части. Есть отдельная часть «Консультации» - это то, чего тоже не было в нашем учебном плане, и есть раздел под названием «Аттестация». Четыре крупных блока, разделенные внутри, в том числе, по предметным областям. Что касается сроков обучения, то за основную единицу принято восьмилетнее обучение (то есть плюс один год), и понятно, почему: нам надо заполнять временное пространство до получения ребенком основного общего образования. Есть и пятилетнее образование - оно тоже может быть предпрофессиональным для детей, поступающих в школу не в 7 – 9, а в 10 - 12 лет. В федеральных гостребованиях не прописана пока пятилетка для струнников и пианистов. Но требования предполагают возможность реализации сокращенных по срокам образовательных программ.

Важно, что в основе федеральных государственных требований лежит принцип преемственности со старыми образовательными программами. Подавляющее большинство предметов всем известно, ясно также, что вариативная часть выросла из предмета по выбору, и промежуточная итоговая аттестация у нас тоже всегда была; наконец, была и направленность обучения на результат, который заключает в себе достигнутые ребенком успехи, сформированные умения, полученные знания.

Разрабатывает эти документы Министерство культуры РФ, согласовывая с Минобрнауки РФ. Главное – все, что сейчас замыслилось, базируется на том, что было, не противоречит традициям и во многом возвращает, поворачивает ситуацию ко времени до 1992 года, когда был принят оказавшийся несостоятельным закон об образовании.

Торопова А. В.
03.11.2011


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 21.11.2011 04:46

Хорошо, что всё сдвинулось с места. Однако, это всё настолько медленно, что пока выйдет Положение, школы уйдут в автономию, а оттуда, как известно, "живыми" не возвращаются. А где обещанная финансовая поддержка? Да уже после начала аттестации (вопреки профессиональным требованиям педагогов-музыкантов)в школе никого не останется.

Ответить

Гость | 03.12.2011 13:05

Ориентир на полную предпрофессиональную подготовку детей в школах - не меньший тупик. Процент выбравших эту деятельность профессией, как и в лучшие, по мнению академического образования, годы, объективно невелик. Не принимать новый инструментарий и новые направления - ну что ж, может быть появятся новые импрессионисты от музыки....

Ответить

Гость | 17.12.2011 18:54

Полностью разделяю Ваше мнение - это тупик. Сейчас-то родители не отдают своих детей в музыкальные школы, т.к. боятся, что дети не справятся, не будут успевать из-за этого в общеобразовательной школе, а статус предпрофессионального образования усилит эту тенденцию...

Ответить

Гость | 20.12.2011 22:04

Это не тупик, а развитие и возможность для тех, кто может и хочет. Все зависит от способностей ребенка и профессионализма, таланта и целеустремленностьи педагога.Кто не справится на предпрофессиональной подготовке будет заниматься на общеэстетической в свое удовольствие. Профессия это прежде всего кропотливый труд и результат.

Ответить

Гость | 13.02.2012 22:20

"поворачивает ситуацию ко времени до 1992 года" - "назад в будущее"... созидательно однако, а уж как умно...

Ответить

Гость | 16.04.2012 23:07

Совершенно необоснованно электронные клавишные оказались на обочине. Попробуйте непрофессионалы создать аранжировку и научить этому ребёнка, тем более, что репертуар намного разнообразней, сложнее и интересней, чем у тех же гармонистов (не хочу их обидеть). И мы будем готовить людей будущего у себя дома.

Ответить

Гость | 18.04.2012 08:50

Все это хорошо... если бы при уменьшении набора - неизбежного при отборе способных не страдали преподаватели. Инструменталистам, что б иметь более или менее приличную з.п. надо набрать 15-20 учеников. Иначе люди просто удут из професии.

Ответить

Гость | 21.05.2012 09:06

Да,действительно академическое образование в ДШИ вымывается,которое замещается общеэстетическим образованием,специальным классом синтезатора,пресловутым инструментальным музицированием. В следствие этого уровень образования в ДШИ из года в год критически падает.

Ответить

Гость | 21.06.2012 22:02

Никак не могу понять, почему в консультанты была выбрана директор школи им.И.С.Баха (к Баху никаких претензий). Заглянув к ним на сайт - удручающее впечатление. Для меня пример школы искусств - это ЦДШИ г.Химки. Поразительные результаты по всем напрвлениям! Настоящий методический центр, воплощающий все современные направления в искусстве! Школа, наработавшая большой методический опыт с электронными клавишными, сохранила все классы акустических инструментов, домру, например. Скрипачи, пианисты, хоровики - сплошь лауреаты престижных конкурсов, а оркестры народнах инструментов и танцоры постоянно выезжают заграницу. Вот, с кем надо было консультироваться!!!

Ответить

Аливка | 20.09.2016 13:51

Поддерживаю!

Ответить

Гость | 18.07.2012 19:38

Спасибо И.Е. Домогацкой, ее единомышленникам за упорство в деятельности, направленной на сохранение нашей российской ШКОЛЫ творческого направления!

Ответить

Гость | 20.07.2012 22:18

Кстати, музицирование, самый творческий предмет в обязательную часть не входит, только в вариативную.

Ответить

Гость | 31.08.2012 09:49

А кроме Домогацкой больших умов больше не нашли.

Ответить

Гость | 27.08.2012 12:19

очередной заумный дурдом. деление на обязательную и вариативную часть даёт стопроцентную возможность чиновникам от финансов уменьшить финансирование школ. "ура" - экономия бюджетных средств

Ответить

Гость | 18.10.2012 14:26

Разве широкое распространение эстрадно-джазового вокала в ДШИ - аргумент в пользу его тупиковости? Наоборот, это показатель востребованности, актуальности для современного общества.А цель школы - создать и развить традиции педагогики в данном направлении, которые уже кстати сформировались. Закрытие же отделений эстрадного вокала в ДШИ просто разрушит созданные традиции. Думается, причина кризиса академических направлений в дополнительном образовании кроется не в т.н. "размывании", вытеснении их новыми направлениями, а в проблемах самих этих направлений, в консервативном подходе к их реализации.

Ответить

Аливка | 20.09.2016 13:47

Думаю, исключение синтезатора из предпрофессиональных программ - это существнная ошибка. Этот инструмент есть, он развивается и активно используется музыкантами и композиторами всего мира, и не только в эстрадной музыке, но и в современной классике. Вопрос в другом: в России на данный момент нет достаточно компетентных и грамотных специалистов в данном направлении. И тут мы, как всегда. отстаём от всей планеты. Но инструмент в этом не виноват.

Ответить