< №10 (158) Октябрь 2017
Логотип
СОБЫТИЯ

ПОД ЗНАКОМ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ

На XI Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербург приехали 184 музыканта из 21 страны

Конкурс, количество участников которого, несомненно, впечатляет, состоялся в Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Первый (отборочный) и второй туры прошли в Малом зале им. М.И. Глинки, а торжественное открытие с гала-концертом, третий тур и награждение – в Большом зале.

В жюри конкурса – после ухода из жизни Елены Образцовой у него нет председателя – вошли восемь человек. Одна часть – известные в прошлом оперные певцы: сопрано из Китая Шучжень Го, тенор из Испании Хайме Арагаль и тенор из Перу Эрнесто Паласио, ныне представляющий Италию. Другая часть жюри – деятели музыкального театра: глава Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева, глава Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин, глава Программы молодых артистов Королевской оперы в Ковент-Гардене Дэвид Гоулэнд, художественный советник театра «Шатле» Бруно Мишель, а также музыковед, издатель, журналист и музыкальный критик из Румынии Михай Косма.

Ко второму туру жюри допустило 48 участников вместо регламентных «не более 40», и осознанность подобного решения после прослушивания всех выступлений второго тура стала очевидной – уровень второго тура приятно поразил. Притом что кто-то впечатлил больше, кто-то меньше, явных выбросов из общего спектра не было. Но ведь и акустика Малого зала филармонии для певцов весьма благодатна: в ней даже небольшие голоса звучат объемно и мощно. И, как показал впоследствии третий тур в сопровождении оркестра Мариинского театра под управлением Михаила Синькевича, испытание Большим залом филармонии сполна выдержали далеко не все из 15 допущенных к финалу.

У первого тура не зря статус отборочного – никакого заочного отбора на этом конкурсе нет, и прослушать вживую большое количество участников – гигантская работа для жюри! Тем не менее на втором туре (да и на третьем тоже: 15 певцов против 12) оно все же единодушно превысило регламент допуска, дав шанс побороться за победу большему числу конкурсантов. Увы, на втором туре многие из них стремились прежде всего предъявить голос, а не музыкальность и стилистическое и техническое мастерство, поэтому некоторым певцам, несмотря на их прекрасные голоса, хотелось иногда убавить напор, вот только «ручки громкости» для этого не было…

Количество участников третьего тура всегда ограничено, но «потери» из числа тех, кто до финала не дошел, странными не оказались. Необычайно странным стало распределение лауреатских премий среди финалистов.

Конкурс есть конкурс, и в мире еще не изобрели такого средства, благодаря которому результатами музыкального конкурса одинаково довольны были бы все. Речь и о жюри, внутри которого вкусовая полемика неизбежна, и о критике, которой угодить сложно, и о публике, мнение которой также нельзя сбрасывать со счетов. Воистину конкурс прекрасный, но результаты его удивительные! Удивительно странные…

В этом году, как и в прошлом, разделения по женским и мужским голосам не было, а присуждение лауреатских наград шло в общем конкурсном зачете. 5 финалистов стали лауреатами. I премия – бас из Грузии Годердзи Джанелидзе (приз – участие в фестивале «Музыкальная коллекция» Юрия Темирканова). II премия – баритон из Монголии Энхболд Анхбаяр (премия за лучшее исполнение русской музыки зарубежным певцом) и тенор из Санкт-Петербурга Шота Чибиров (премия за лучшее исполнение сочинения Рахманинова с правом сольного концерта в Музее-усадьбе Рахманинова «Ивановка»). III премия – сопрано из Уфы Диляра Идрисова (приз – сольный концерт в Малом зале Московской консерватории) и сопрано из Санкт-Петербурга Анастасия Донец.

10 финалистов, не ставших лауреатами, отмечены дипломами. Сопрано: Джульетта Алексанян из Армении (премия «Чистый голос», приз – сольный концерт в Доме-музее Шаляпина в Москве), Любовь Медведева из поселка Харп Ямало-Ненецкого АО (премия «Дебют» от Культурного центра Елены Образцовой в Санкт-Петербурге), Ксения Галицкая из Санкт-Петербурга и Нэля Гафиятуллина из Казани.

Басы: Олег Бударацкий из Екатеринбурга (приз – выступление в спектакле театра «Новая опера») и Доржцэдэн Бат-Эрдэнэ из Монголии. Баритоны: Лаша Сеситашвили из Грузии и Сергей Кайдалов из Санкт-Петербурга (премия лучшему баритону конкурса, приз за лучшее исполнение музыки Верди от журнала «Опера+»). В этой десятке также тенор из Китая Ма Цзя и контратенор из Санкт-Петербурга Юрий Юшкевич (приз зрительских симпатий, приз лучшему тенору конкурса от театра «Геликон-опера»).

Награды получили и некоторые участники второго тура, не прошедшие в финал: сопрано из Великобритании Ханна Бредбери, меццо-сопрано из Москвы Цветана Омельчук, сопрано из Новокузнецка Эльмира Караханова, сопрано из Воронежа Ольга Маслова, а также меццо-сопрано из Болгарии Александрина Стоянова-Андреева и сопрано из Китая Сюй Минхун, получившие право стажировки в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Василий Попов из Санкт-Петербурга отмечен премией как лучший концертмейстер конкурса, и на этом весь свод информации о награждениях исчерпан, однако не исчерпано отношение к ней.

Первое, что всегда обсуждается в кулуарах, – кого надо или не надо было бы пропустить в очередной тур. Подобным вопросом автор этих строк мог задаться лишь в отношении «броска» со второго тура на третий. Но, как уже отмечено, «потери» этого «броска» странными не оказались, хотя многие участники из числа выбывших произвели довольно сильное впечатление своей музыкальностью, эмоциональной отдачей и артистизмом.

Весьма отрадно, что имена шестерых их них (названных выше) не остались незамеченными хотя бы в части специальных премий и призов, ведь на вокальном состязании подобного ранга любая награда, несомненно, почетна! Но в позитивном плане хотелось бы обратить внимание и на певцов, в финал не попавших и никак не отмеченных. Это баритон из Монголии Бямбажав Монголхуу, сопрано из Симферополя Юлия Погребняк, сопрано из Саратова Ольга Алакина, сопрано из Москвы Александра Сенникова, тенор из Уфы Кирилл Белов, тенор из Санкт-Петербурга Александр Трофимов и бас из Санкт-Петербурга Динар Джусоев. Вообще, конкурсы – вещь упрямая: как и в 2015 году на Конкурсе Елены Образцовой, и Эльмира Караханова, и Юлия Погребняк, и Бямбажав Монголхуу теперь, словно идя по заколдованному кругу, также дошли только до второго тура…

Годердзи Джанелидзе – обладатель баса яркой, красивой, но малообъемной, точечно-резонирующей фактуры, певец, демонстрирующий типично головное звучание с хорошим (этого не отнять!) верхним регистром. На обоих турах – втором и третьем – в оперном блоке (и в арии Прочиды из «Сицилийской вечерни» Верди, и в арии Кончака из «Князя Игоря» Бородина) исполнителю явно недоставало кантилены, разливающегося звучания грудного регистра. Но в «К музыке» Шуберта стилистически он был просто великолепен! Кстати, на прошлом конкурсе во втором туре исполнялся только камерный репертуар (одна русская и одна зарубежная миниатюра), так что год на год, как говорится, не приходится.

А манера головного звукоизвлечения у баса Доржцэдэна Бат-Эрдэнэ и вовсе привела к тому, что восторг от бельканто раннего Верди в арии Дона де Сильва из «Эрнани» на сей раз испытать в финале так и не пришлось. Но ведь среди финалистов был еще один бас – Олег Будорацкий, и это уже настоящий оперный голос: кантиленный, подвижный, тесситурно уверенный, с певучей объемно-бархатной грудной составляющей. Ариями Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини и – в финале – князя Галицкого из «Князя Игоря» Бородина он доставил истинное удовольствие!

В итальянском репертуаре баритон Энхболд Анхбаяр (во втором туре он пел большую сцену и арию Родриго из «Дон Карлоса» Верди) оставил ощущение профессионализма, добротности. Но истинную осмысленность (даже эмоциональность!), поразив удивительно хорошим русским языком, вдруг смог проявить в русской музыке: и в романсе Рахманинова «В молчаньи ночи тайной», и – с оркестром – в арии Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского. А у баритонов Лаши Сеситашвили и Сергея Кайдалова, хотя второй тур оба спели весьма обнадеживающе, в финале что-то пошло не так: у первого – «совсем не так» в бравурной каватине Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, у второго – «не совсем так» в арии Ренато из третьего акта «Бала-маскарада» Верди, крепком белькантовом орешке для всех баритонов. Что ж, все – живые ведь люди, и от неудач не застрахован никто…

На брифинге жюри для прессы отмечалось, что многие конкурсанты берутся не за свой репертуар. Яркий пример этого – блекло спетая тенором Ма Цзя ария Калафа из третьего акта «Турандот» Пуччини: явно лирическому голосу певца с малообъемной эмиссией эта партия однозначно противопоказана! Зато тенор Шота Чибиров, на прошлом конкурсе дойдя лишь до второго тура, а на этом блестяще выступив и на втором, и на третьем, сумел стать лауреатом, и особенно восхитило его феноменальное исполнение плача Федерико из «Арлезианки» Чилеа! Как не порадоваться и за яркие успехи единственного контратенора на этом конкурсе, юного любимца публики Юрия Юшкевича, пленившего, прежде всего, в репертуаре барокко Вивальди и Глюка! В барочной музыке была великолепна и Диляра Идрисова – артистка довольно молодая, но уже хорошо известная. Да и «вылазка» певицы в романтический XIX век удалась на славу: в третьем туре в привычную ткань репертуара, традиционного для наших концертных залов, золотой нитью вплелась филиграннейшая интерпретация выходной арии Маргариты из «Гугенотов» Мейербера. Это был триумф!

Сильное впечатление второго тура от сопрано Нэли Гафиятуллиной финал конкурса, увы, снизил, а тройка сопрано – Джульетта Алексанян, Ксения Галицкая и Анастасия Донец – с оркестром выступила не столь удачно, как во втором туре: откровений не было. Но больше всех, исполняя арию Снегурочки, оробела перед Большим залом и оркестром сопрано Любовь Медведева, а ведь во втором туре она прелестно исполнила и миниатюру Бизе «Открой свое сердце», и арию Оскара из «Бала-маскарада» Верди! Что ж, певица еще юна, она лишь в самом начале большого пути, но ее премия «Дебют» – все же не аванс на будущее, а вполне заслуженная награда за первые достижения именно на этом конкурсе. Будем ждать новых ярких открытий, ведь в этом и есть главная задача любого конкурса.

На фото: лауреат I премии Г. Джанелидзе

Корябин Игорь
31.10.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: