< №11 (159) Ноябрь 2017
Логотип

СЕДЬМОЕ МАЯ

Кульминацией Пасхального фестиваля стало празднование юбилея П.И. Чайковского, оформившееся в два масштабных концерта. Они прошли непосредственно в день рождения композитора: в зале Чайковского в Москве, а затем в Доме­музее Чайковского в Клину. Вершителями этих событий были Денис Мацуев и Валерий Гергиев.

Дневное выступление музыкантов в филармонии носило эксклюзивный характер. Программу составили все три фортепианных концерта Чайковского – их последовательное исполнение один за другим Денис Мацуев декларировал как специальный проект по случаю юбилея композитора (30 апреля ту же программу музыканты представили в Санкт-Петербурге). Клинский концерт завершил череду громких юбилейных событий, в том числе впервые устроенный грандиозный международный фестиваль. Его участниками стали артисты и коллективы беспрецедентно высокого уровня: за одну неделю в Клину выступили Венский филармонический оркестр с Риккардо Мути, Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского с Владимиром Федосеевым, Михаил Плетнев, сыгравший клавирабенд, и другие. К заключительному аккорду в Дом-музей Чайковского прибыл губернатор Московской области Андрей Воробьев, вместе с Гергиевым и Мацуевым участвовавший в ритуальной посадке деревца в музейном парке.

Впрочем, событию, происходившему в зале Чайковского, праздничного подъема тоже было не занимать. Марафон из трех фортепианных концертов Денис Мацуев и оркестр Мариинки выдержали с честью и весьма ощутимым драйвом. Наиболее свежо и ярко прозвучал Третий (ми-бемоль-мажорный) концерт – самый редкий, практически неисполняемый. Созданный в 1893 году (в год смерти автора), он сохранился в виде оригинальной первой части – вторую и третью доработал Сергей Танеев. Публике этот концерт был представлен в самом начале программы как одночастное сочинение, поразившее цельностью и выпуклостью музыкального материала, а также явным интересом, который проявили к нему музыканты. Органично слушался и Второй концерт, соль-мажорный. И хотя в бешеных пассажах Мацуеву далеко не всегда удавалось четко выигрывать все ноты, лирические эпизоды иллюстрировали его явное желание отойти от фирменной мощи и вывести на первый план прозрачно-мягкую одухотворенную кантилену. Знаменитый си-бемоль-минорный Первый концерт завершал выступление, но по сравнению с двумя предыдущими не произвел большого эффекта – отказаться от глубоко проникших в сознание исполнительских штампов не смогли ни дирижер, ни солист.

В программу вечернего клинского выступления вошли Второй фортепианный концерт и Шестая симфония. И какой бы легендарной крепостью здоровья ни славились музыканты Мариинского оркестра, объехавшие в рамках Пасхального фестиваля практически всю страну (они и на первый в этот день концерт прибыли буквально с колес фирменного «Пасхального поезда», выступив накануне в Белгороде и Курске), усталость все же сказалась на исполнении. В игре Дениса Мацуева уже не было проникновенной лирики, технические трудности преодолевались им лишь в силу природной выносливости и наработанного мастерства, что не могло не отразиться на качестве звука. А оркестр держался, казалось, только на профессионализме и несгибаемой воле маэстро. Исполнение Шестой симфонии в Клину (где, как известно, она и была написана) – подчеркнуто театральное, надрывное – было довольно оригинальным решением финала юбилейных торжеств, превративших в эпицентр громких программных заявлений и плакатных репортажей тихий и уютный домик композитора…

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

На фото Д. Мацуев и оркестр Мариинского театра

Абраменко Алена
19.05.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: