< №8 (167) Август 2018 >
Логотип

ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС «БРАТСК-ЗАЛЬЦБУРГ»: НАЧАЛО ПОЛОЖЕНО

Этот год стал особенным в культурной жизни Братска. В индустриальной столице на базе Объединенной детской школы искусств № 3 прошло музыкальное событие, уникальное по своей масштабности для всей Восточной Сибири, – Международный фестиваль-­конкурс классической музыки «Братск-­Зальцбург».

МУЗЫКА ИХ СВЯЗАЛА…

Всякое большое дело начинается с малого, как полноводная река – с родника. Вот и фестиваль-конкурс, ставший резонансным явлением для всего региона, берет свое начало задолго до 2018 года. В том, что он состоялся на братской земле, сыграло роль сразу несколько факторов. Убрать один из них – и, может, не было бы никакого фестиваля…

С ЧЕГО ЖЕ ВСЕ НАЧАЛОСЬ?

В 1987 году директором Объединенной детской школы искусств № 3 (ОДШИ-3) стал Левон Азизян. Под его руководством деятельность школы вышла за традиционные рамки, ДШИ превратилась в методический центр всего северного региона Иркутской области. Директор создал три направления в работе, которых и доныне нет ни в одной школе России. Одно из них – ежегодные благотворительные концерты (в этом году сборы составили 180 тыс. рублей), средства от которых передаются нуждающимся семьям. Второй проект – ежемесячные творческие концерты-отчеты преподавателей с учениками перед школьным коллективом, который держит в тонусе всех преподавателей. И наконец, самый масштабный проект – «Академия музыки». Это настоящая творческая «лаборатория», в которой участвуют ведущие специалисты лучших музыкальных учреждений страны. С учениками проводят мастер-классы и дают концерты на одной сцене профессора и лауреаты самых престижных международных конкурсов. Результаты проекта впечатляют: 22 выпускника школы закончили Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, Российскую академию музыки им. Гнесиных, Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки. В настоящее время пять выпускников школы учатся в Московской государственной консерватории на бюджетной основе, и двое в РАМ им. Гнесиных. Такими показателями не может похвастаться ни одна школа России.

Еще один фактор: в России с рабочими визитами стал часто бывать австрийский скрипач, профессор университета «Моцартеум», директор Шлос-концерта в Зальцбурге маэстро Луц Лесковиц. Музыкант вот уже несколько лет организовывает в российских городах камерные фестивали, проводит мастер-классы для воспитанников музыкальных школ.

Луц Лесковиц: «Большая часть зрителей на концертах классической музыки, процентов восемьдесят, – молодежь. В Европе все наоборот, у нас молодежь на подобных мероприятиях по пальцам пересчитать можно. А здесь… просто фантастика! Поэтому я так охотно приезжаю в Россию».

Вот и с Братском у него завязались прочные творческие отношения. С воспитанниками ОДШИ-3 Луц Лесковиц познакомился на фестивале Международного конкурса «Южноуральск-Зальцбург», который проводится уже 11 лет. Последние семь лет воспитанники школы искусств из Братска принимали в нем активное участие. С каждым годом все больше юных братчан побеждали в конкурсе и отправлялись в Австрию, чтобы выступить с концертами в Мекке музыкального мира – мраморном зале дворца Мирабель, где когда-то играл маленький Моцарт. Впечатленные организаторы захотели побывать в городе, где взращивают такие таланты. Луц Лесковиц предложил директору школы Левону Азизяну организовать подобный международный конкурс в Братске на базе его школы. Идею Левон Патваканович поддержал, однако понимал, что мероприятию такого масштаба должны соответствовать не только юные музыканты, но и само учреждение.

За поддержкой он обратился к администрации Братска. Но прошло несколько лет, прежде чем городские власти откликнулись на предложение Азизяна.

Случилось это, когда в 2014 году мэром Братска стал Сергей Васильевич Серебренников, человек неравнодушный к развитию родного города. Он так же, как и Левон Азизян, увидел в предложении Лесковица большие перспективы для развития культуры города. Поддержал идею также генеральный спонсор и старейший партнер ОДШИ-3, крупнейшая компания российской целлюлозно-бумажной промышленности Группа «Илим».

Алексей Паньшин, директор филиала Группы «Илим» в Братске: «Для Группы «Илим» важно помогать таким мероприятиям. Мы хотим, чтобы Братск был не только индустриальной столицей Иркутской области и Сибири, но и местом, где рождаются и делают известным его на весь мир юные дарования».

Организаторы понимали, что провести мероприятие надо на высочайшем уровне. И «закипела» работа: началась основательная подготовка, которая длилась несколько лет. «Группа «Илим» финансировала нас с самого начала, рассказывает Левон Азизян. – В первый год благодаря им мы сделали капремонт зала – теперь у нас зал европейского уровня. Во второй год они выделили деньги на ремонт фасада, на замену окон. В прошлом году мы купили немецкий рояль «Бехштейн». И в этом году средства на проведение конкурса нам тоже выделила Группа «Илим»».

800 млн рублей на социальную инфраструктуру Братска с 2011 по 2018 годы направила Группа «Илим» в рамках партнерства с городской администрацией. В 2018 году финансирование социальных проектов осталось на прежнем уровне: 100 млн рублей. В этом году на организацию и проведение международного фестиваля-конкурса «Братск-Зальцбург» было выделено 3 млн рублей.

Весной по всему Братску была размещена реклама, по местному ТВ шли анонсы предстоящего культурного события. И стар, и млад знали, что в апреле в течение недели на обновленной сцене школы искусств № 3 пройдет второй тур фестиваля-конкурса «Братск-Зальцбург», в котором примут участие конкурсанты, победившие в заочном первом туре.

На несколько дней Братск стал местом притяжения поклонников классического искусства. Сюда съехались участники из российских городов и зарубежных стран – Японии, Китая, Кореи, Беларуси, Казахстана и Молдовы. 148 солистов и исполнителей от 9 до 23 лет, среди которых студенты консерваторий, училищ и музыкальных школ, претендовали на звание лучших в четырех номинациях: сольное исполнительство, ансамблевое исполнительство, оркестровое искусство и академическое хоровое исполнительство.

В состав международного жюри вошли именитые музыканты: директор института им. Л. Моцарта для одаренных детей, пианист Андреас Вебер (Зальцбург, Австрия), профессор Братиславской консерватории, солист Словацкого национального оперного театра Гурген Овсепян (Словакия), преподаватель МГУ им. Ломоносова, саксофонист Сергей Колесов, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Андрей Кугаевский, профессор Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского Олег Яновский. Возглавил жюри Луц Лесковиц.

Экспертам предстояло оценить эмоциональность и выразительность выступлений конкурсантов, уровень их мастерства, общее художественное впечатление, единство образного содержания и музыкальной формы.

Но сначала члены жюри продемонстрировали свое мастерство, выступив на торжественном открытии фестиваля-конкурса «Братск-Зальцбург» на главной сцене города – в Театрально-концертном центре «Братск-АРТ». Зал на тысячу с лишним мест был переполнен. В этот день зрителям представилась уникальная возможность услышать звучание скрипки Ex-Prihoda, которую в 1707 году изготовил итальянский мастер Антонио Страдивари и на которой играл Луц Лесковиц.

Андреас Вебер, профессор университета «Моцартеум» поделился с журналистами впечатлениями о северной столице Приангарья: «Братск – особенный город. Я надеюсь, что в будущем наше сотрудничество сложится блестяще». 

ПРОСЛУШИВАНИЯ

В течение трех дней на сцене ОДШИ-3 шли прослушивания, которые транслировались онлайн на сайте администрации города и школы. Для зрителей вход на конкурс был свободный.

Магия происходящего в школе искусств увлекла всех: и участников, и зрителей. Последние наблюдали разворачивающееся перед ними действо с нескрываемым восторгом. «Такого у нас никогда не было! – говорили жители. – Здорово, что мы можем увидеть и услышать, как играют другие». Болели, конечно же, за юных братчан, которых среди 148 участников было более 80 человек: «У нас талантливые дети, нам есть что показать! Братчанам – победы!»

По замыслу организаторов идея фестиваля заключалась не столько в том, чтобы поиграть, принять участие в конкурсе, победить. Не менее важным было общение участников. И все же по всему было видно, что молодые музыканты приехали сюда, прежде всего, с целью победить. Выигрыш – поездка в Зальцбург, именно там в июле должен был пройти третий тур конкурса. Кроме того, семеро победителей получали денежные сертификаты в размере 540 евро, компенсирующие часть расходов на поездку.

Наиболее серьезная борьба развернулась в старшей возрастной группе, где сошлись российские и зарубежные исполнители. Солистами из России, Молдавии, Казахстана, Китая и Японии были блестяще представлены произведения Лядова, Моцарта, Бетховена, Листа, Сен-Санса, Рахманинова, Стравинского, Чайковского – и это далеко не полный список авторов.

Например, участница из Японии Моэ Асада, студентка Московской государственной консерватории, воспитанница известного пианиста и талантливого педагога Андрея Шибко потрясающе исполнила «Баркаролу» Лядова. Моэ – одна из немногих конкурсантов, выступавших на церемонии открытия фестиваля «Братск-Зальцбург».

Каждому было ясно, что с такими соперниками одного лишь таланта мало – нужна личная заинтересованность, сильная мотивация. И конкурсанты старались, репетировали с утра до ночи. Рядом с ними в эти дни были педагоги. Занимались не только в классах, ежедневно по отдельному графику репетиции проходили на сцене филармонического зала, где через несколько дней конкурсанты должны были выступать перед международным жюри.

Подготовка ученика к конкурсу – процесс длительный и трудоемкий. И стоит помнить, что победа на конкурсе – это всегда совместный труд ученика и его учителя. Но о последних, к сожалению, забывают. В то время как зал рукоплещет конкурсанту, педагог стоит за кулисами, не видимый для зрителя, а его труд остается незамеченным и неоцененным.

На фестивале-конкурсе «Братск-Зальцбург» исправили эту досадную несправедливость. По инициативе Левона Азизяна денежной премией награждали не только конкурсантов-победителей, но и их педагогов, а семерым лучшим концертмейстерам выдали премии по 10 тыс. рублей.

Сергей Колесов, член жюри, отметил эту особенность фестиваля: «Как правило, на различных конкурсах в 90 процентах случаев награждаются только победители и участники. А огромный, титанический труд преподавателей остается, к сожалению, за скобкой. Идея Левона Патвакановича замечательная, уникальная! Я считаю, ее надо поддерживать. И в рамках этого конкурса, и хорошо, если бы этот опыт переняли другие. Педагоги вообще тратят огромное количество сил и энергии, а на подготовку учеников к подобным конкурсам – еще и дополнительные усилия. Труд педагогов, часто самоотверженный, должен быть отмечен и замечен».

На третий день, по окончании прослушиваний, прошли мастер-классы и – вот он, долгожданный момент! – торжественное закрытие конкурса. Были названы победители. Гран-при завоевал саксофонист из Китая Син Шиюй. Около 40 конкурсантов стали лауреатами и получили приглашение принять участие в заключительном этапе фестиваля на родине Вольфганга Амадея Моцарта – в Зальцбурге.

Мэрия сделала все для того, чтобы в Братске провели не только конкурс и выступления, но и организовали методический блок для педагогов: мастер-классы, практические семинары, своего рода повышение квалификации преподавателей, а также экскурсии по городу.

Между вторым и третьим туром прошло несколько месяцев. И все это время участники фестиваля репетировали, даже в летние каникулы – занимались по 5 часов в день. Иначе нельзя, ведь только такой труд и ведет к успеху.

Накануне отъезда в Зальцбург 10 юных братчан выступили с отчетным концертом на сцене ОДШИ-3. Они представили произведения, которые позже исполнили в Австрии. Мэр города Сергей Серебренников пожелал детям уверенно выступить и достойно представить Братск и страну. И ребята оправдали доверие. Гран-при завоевал 10-летний ученик Левона Азизяна, саксофонист Савелий Тютин. Лауреатами I степени стали: Татьяна Попова (фортепиано, преп. Меренков Р.Р.), Кристина Чеснокова (фортепиано, преп. Меренков Р.Р.), инструментальное трио Иванова А., Букреева А., Помулева А. (домра, фортепиано, преп. Колосовская Л.С., Бровко Л.А.), Федотова Вероника (саксофон, преп. Азизян Л.П.). Примечательно, что ученица ОДШИ-3 Анжела Давтян, которая сейчас учится в ЦМШ при Московской консерватории, также получила Гран-при на третьем туре в Зальцбурге.

Алексей Паньшин, директор филиала Группы «Илим» в Братске: «Я искренне хочу, чтобы в том числе при поддержке нашей компании, Группы "Илим", при поддержке всех неравнодушных людей, при поддержке таких людей, как Левон Патваканович, Сергей Васильевич, и у нас в Братске однажды появился свой Моцарт».

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Как человек деятельный Левон Азизян даже в минуты триумфа болеет душой за культуру Братска и культуру России. Главную опасность он видит в равнодушии и непрофессионализме чиновников. «К большому сожалению, Министерство культуры Иркутской области проигнорировало наш конкурс, – рассказывает Левон Патваканович. – Дело даже не в денежной составляющей. Мы в деньгах не нуждались. Но они даже просто на открытие не пришли. Нас игнорируют и делают это постоянно. Например, ежегодно лучшим ученикам области вручают губернаторскую стипендию в размере 24 тыс. рублей в год. Ученикам музыкального отделения нашей школы в последние три года – нет. Все потому, что я как-то выступил с критикой Министерства культуры. С тех пор нас будто не существует. Это очень похоже на месть. И меня очень удивляет, что люди, работающие в министерствах культуры, могут позволить себе такую реакцию на критику. Разве это профессионально? Нет. Вообще в России, кажется, сейчас мода на «профессиональных» управленцев, то есть на тех, кто закончил институт управления. А, по-моему, человек прежде всего должен хорошо знать свое дело, а потом уже быть или не быть хорошим управленцем в этом деле. Я уже 31 год руковожу школой так, что она входит в пятьдесят лучших в России. У меня за плечами консерватория и математическое образование, а института управления я не заканчивал, и он мне не нужен».

Разрушительные тенденции в российской культуре Левон Патваканович видит и в отсутствии цензуры, в равнодушии чиновников к тому, что идет по ТВ и в театрах. Пройдет какое-то время, и что останется от русской культуры? Озабоченность Левона Азизяна разделяет и его коллега из Зальцбурга, которого тревожит другая тенденция, характерная для современной России.

Луц Лесковиц: «Это катастрофа для России, что хорошие учителя уезжают на Запад. Они вынуждены это делать из финансовых соображений. В Дюссельдорфе, Штутгарте, Мюнхене профессор консерватории получает 5-6 тысяч евро. А здесь что? Вот поэтому люди и уезжают. Мне больно смотреть на это. Испания, Германия, Бельгия, Америка – в любой из этих стран, почти в каждой музыкальной школе вы найдете учителя из России. А ведь они могли бы взращивать таланты на Родине».

БОЧКА МЕДА

Тем не менее, хорошего в жизни ОДШИ № 3 и в жизни Левона Азизяна, по его словам, куда больше. «Мне очень повезло, что я живу в Братске! Это лучший город в России, – говорит он. – Если ты работаешь, стремишься вперед, показываешь результаты, то тебя всегда тут поддержат. Городские власти, мэр, Группа «Илим», а также по мере возможностей другие спонсоры (Алюминиевый завод, Е.Ю. Зенкин, ТЭЦ-6, С.И. Коноплев, А.Б. Давтян, О.В. Попова и т.д.) – все вместе с нами объединились в кулак и сделали большое дело – Международный фестиваль-конкурс классической музыки «Братск-Зальцбург». Начало положено. Мы продолжим это дело. И постараемся сделать его еще лучше, еще ярче!»

На снимках: Участников награждает А. Вебер; выступает Асада Моэ (Япония); мэр г. Братска С. Серебренников, профессор университета «MOZARTEUM» Л. Лесковиц с переводчиком, и председатель Думы Муниципального образования г. Братска Л. Павлова на открытии фестиваля; директор школы Л. Азизян

Ковалева Рита
31.08.2018


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: