< №8 (134) Август 2015 >
Логотип
МОСКОВСКИЙ ВЫБОР

ПОХОД РИНАЛЬДО В РОССИЮ

Молодежная труппа театра «Ан дер Вин» и ансамбль старинных инструментов Bach Consort Wien представили на Новой сцене Большого театра оперу Генделя «Ринальдо» в концертном исполнении

Еще несколько сезонов назад Венская камерная опера, занимающая подвал на Флайшмаркт, 24, была самостоятельным творческим институтом. Но с 2012 года она стала структурным подразделением театра «Ан дер Вин», экспериментальной базой специально созданной молодежной труппы, состав которой год от года подвергается частичной ротации. В сезоне 2014/2015 с участием нынешнего ансамбля молодых певцов был подготовлен ряд оперных премьер, и одну из них – «Ринальдо» Генделя – в форме концертного исполнения предложили вниманию московских меломанов. Гастроли в течение двух вечеров завершал фестиваль прошлого сезона под названием «Барокко. Путешествие», постоянной площадкой которого стала Новая сцена Большого.

Сокрушаться о том, что в Москву привезли не спектакль, вовсе не следует, ведь постановка Кристианы Лутц, премьера которой состоялась в декабре прошлого года, – типичный образец весьма навязчивого и прямолинейного западноевропейского театрального постмодерна с переодеванием средневековых персонажей в современные костюмы и перенесением оригинального волшебно-исторического сюжета из эпохи Первого крестового похода в «брутально-офисную» эстетику наших дней. К счастью, на этот раз ничего не отвлекало от самой музыки, а то, что концерт де-факто несколько походил на semi-stage версию, лишь способствовало более действенному восприятию. Оркестровую яму подняли до уровня партера, ее бордюр демонтировали, так что оркестр располагался непосредственно перед сценой, на которую выходили солисты: в условиях концертного исполнения был изящно достигнут эффект театральной камерности.

Опера «Ринальдо» относится к раннему периоду творчества Генделя и знаменует триумфальное начало его лондонского воцарения. Мировая премьера этого громоздкого и монументального трехактного опуса состоялась в 1711 году. В его основе – либретто Дж. Росси по мотивам поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», где на контрасте с ослепительной царицей Дамаска волшебницей Армидой появляется новая героиня – трогательно-нежная Альмирена. Это дочь предводителя крестоносцев Готфрида, вожделенная невеста доблестного христианского рыцаря Ринальдо. Конфликт выстраивается вокруг похищения Альмирены Армидой. Его цель – отвлечь Ринальдо от ратных подвигов и не допустить взятия Иерусалима. Святыня все же будет взята, но прежде Ринальдо при помощи Мага (христианского волшебника) вызволит Альмирену из волшебного плена. И уже после этого безнадежно влюбленной в Ринальдо Армиде ничего не останется, как найти счастье со своим неверным возлюбленным, бывшим сарацинским королем Иерусалима Аргантом, также влюбившимся в Альмирену. В итоге Армида и Аргант принимают христианство, ведь без хеппи-энда в опере барокко просто не обойтись!

В 1717 и 1731 годах Гендель делал альтернативные редакции своего опуса, купируя старые и дописывая новые номера, приспосабливая их к другим голосам. Прозвучавшая в Москве версия, основанная на симбиозе этих редакций, облегчена за счет исключения второстепенных персонажей: общее число героев сокращено до шести, а три действия оперы благодаря достигнутой компактности стало возможным скомпоновать в два. В 1711 году партию Ринальдо пел кастрат-контральто Николини, а в нашем случае – вполне культурный и стилистически грамотный английский контратенор Джейк Ардитти. Но другой герой-любовник, Аргант, американский бас-баритон Тобиас Гринхал своего коллегу однозначно «перепел», поразив яркостью, драматической насыщенностью и в то же время мягкостью вокального посыла, чего контратенору явно недоставало.

Партия Готфрида изначально предназначалась женскому голосу – контральто-травести. В 1731 году такой же стала и партия Арганта, и тогда же партия Готфрида была поручена тенору. На сей раз весьма впечатляюще и в музыкальном, и артистическом плане ее представил тенор из Белоруссии Владимир Дмитрук. В небольшой роли Мага в позитивном аспекте запомнился австрийский бас Кристоф Зайдль (басовой партия Мага стала лишь в 1731 году, изначально ее пел кастрат-контральто Джузеппе Кассани!)

Две виртуозные сопрановые партии в «Ринальдо» – Альмирена и Армида, правда, в версии 1731 года последняя была поручена контральто. И хотя певица из Польши Наталия Кавалек-Плевняк в партии Армиды официально позиционируется как меццо, де-факто она все же обнаруживает крепкое спинтовое звучание сопрано. В партии Альмирены выступила сопрано из Литвы Виктория Бакан. Обе продемонстрировали превосходную степень выучки и вокально-драматического мастерства, но в их кантиленах и пассажах хотелось бы ощущать больше чувственного тепла и пластической мягкости.

Рубен Дубровский, дирижер с австрийским паспортом и польско-итальянскими корнями, родился в Аргентине. Основанный им в 1999 году коллектив быстро стал одним из ведущих барочных ансамблей в Вене. На концерте в Москве мы смогли убедиться в филигранности его музыкального почерка. 

Молодежная труппа театра «Ан дер Вин». Фото Петера Майра

Рубен Дубровский и Bach Consort Wien. Фото Юлии Везели

Корябин Игорь
31.08.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: