< №10 (158) Октябрь 2017
Логотип

ВОСЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ НОН-СТОП

Тульская областная филармония, одна из старейших концертных организаций страны, готовит к своему юбилею серию новых программ, апофеозом которой станет концерт 1 декабря. Именно в этот день 80 лет назад появился документ, предписывающий создать в Туле концертное бюро.

Организация – прообраз будущей филармонии начала свою деятельность ярко: первый концертный сезон открылся выступлениями артистов первой величины – пианиста Якова Флиера и звездного дуэта Клавдия Шульженко – Владимир Коралли. Но задача наладить прокатную деятельность была не самой трудной из тех, что ставились перед новой организацией. Ей предстояло сформировать симфонический оркестр, академический хор, ансамбль песни и пляски – притом что в области не было ни одного музыкального вуза, а в действующем техникуме незадолго до того ликвидировали все исполнительские отделения.

ТУЛЬСКИЕ СИМФОНИСТЫ

Сначала – за два года до войны – появился оркестр. Каким чудом его удалось собрать, сейчас не помнит никто, говорят: удачное стечение обстоятельств. Но с началом войны деятельность оркестра прекратилась, и только в августе… 2017-го в филармонии запели-зазвенели оркестровые инструменты – это готовились к своему первому выступлению новые симфонисты Тулы. Какие звезды сошлись в счастливую комбинацию на этот раз? Рассказывает директор филармонии Елена Руднева:

— Прежде всего, в нашем правительстве и у нашей общественности появилось понимание того, что если в регионе нет своего оркестра, то такой регион фактически является культурной провинцией. Можно приглашать ведущие оркестры страны (а у нас выступали и РНО, и БСО им. П.И. Чайковского, и «Новая Россия»), но ситуацию это кардинально не меняет. Потому что всю палитру музыкальной классики без своего оркестра не показать. А наша публика этого ждет. Туляки – подготовленные слушатели, рядом Москва с ее богатой музыкальной жизнью, куда они ездят на концерты. Думали мы и о своих замечательных солистах, выступления которых с появлением оркестра могли бы стать интереснее.

Идея, которую мы вынашивали не один год, стала принимать реальные очертания, когда был найден музыкант, готовый возглавить оркестр. Это Владислав Лаврик, человек увлеченный, творческий, лауреат премии президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры. Коллектив еще не успел сформироваться, а мы уже анонсировали оркестровый абонемент – настолько были уверены, что теперь у нас все получится. Хотя не скрою, проблемы с комплектованием были. Своих музыкантов не хватало, и в июне мы провели отборочные прослушивания. Теперь у нас в оркестре, помимо туляков, семь музыкантов из Волгограда и один из Украины. Еще несколько человек будут приезжать в качестве приглашенных оркестрантов из столицы.

СОБРАНИЕ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

«Мы», которое часто употребляет в своем рассказе Елена Руднева, – это констатация факта: филармония действует не в одиночку, в ее жизни принимает активное участие тульское правительство и прежде всего – министр культуры области. Оркестр, реконструкция концертных залов и даже само их появление в структуре филармонии – это составляющие ее проекта развития главной музыкальной организации региона. Проработав несколько лет в ее стенах, кандидат искусствоведения, музыковед, а ныне министр Татьяна Рыбкина как никто другой понимает и задачи, стоящие перед филармонией, и ее потребности.

Благодаря поддержке властей был капитально (с упором на улучшение акустических свойств) отремонтирован концертный зал филармонии на 700 мест, но главное – ей было передано в оперативное управление здание Дворянского собрания с двумя залами на 300 и 150 мест.

Несколько лет назад разрушающийся памятник архитектуры (5000 квадратных метров которого так и не смогли освоить предыдущие обитатели) взяла на баланс область, приняв решение после ремонтных работ отдать его филармонии. Всего за год здесь заменили отопление, канализацию, электрику, двери, окна, провели реставрационные работы – и с 2015 года обновленный Дом Дворянского собрания «заработал».

В филармонии стараются использовать каждый уголок вновь обретенного здания. Даже его ажурная чугунная лестница, уникальные люстры, красивейшая лепнина становятся сюжетами увлекательных концертов-экскурсий. А в двух залах «свечи не гаснут»: за традиционным концертом следует виртуальный, в чести литературные и благотворительные вечера, детские и взрослые рождественские балы, акции в рамках всероссийских проектов «Ночь кино», «Ночь музеев», «Ночь искусств». Двери Дома Дворянского собрания распахнуты для городских и областных мероприятий. Нашлось место и для музейной экспозиции, посвященной музыкальной истории Тулы, и для кафе, и для гостиницы, открытие которой не за горами. Так, здание, которое филармония наполнила событиями, стало поистине центром культурной и общественной жизни региона. А потому стоит ли удивляться, что грядущее 80-летие столь активной и авторитетной организации обещает стать праздником всех туляков.

ДОРОГУ – СВОИМ

«Юбилейный нон-стоп» – а именно так в филармонии назвали серию программ – начался 19 октября концертом в Колонном зале Дворянского собрания. Он стал музыкальным приношением Генриху Гиндесу – дирижеру, композитору, педагогу, одному из тех людей, кто определял лицо и судьбу филармонии. Возглавив ее в 1990-е годы, он придумал проект «Тульские имена» и открыл тем самым дорогу на филармоническую сцену местным коллективам и солистам (до того в основном разъезжавшим по области). А некоторые из ансамблей и родились в ту пору благодаря его усилиям. Таковы, например, ансамбль скрипачей под руководством Натальи Симоновской и ансамбль «Услада» под руководством Марины Федосеевой, который сегодня, создавая театрализованные программы на основе народных песен, по сути, является фольклорным театром.

Вовлеченные в 90-е Гиндесом в орбиту филармонии самодеятельные коллективы скоро обретали профессионализм, яркое лицо и счастливую судьбу. Оркестр русских народных инструментов «Тула», возглавляемый Владимиром Аленичевым, сегодня активно гастролирует по России и ежегодно проводит областной фестиваль музыкального творчества детей и юношества «Ступеньки мастерства». Губернаторский духовой оркестр, осваивающий под художественным руководством Полислава Балина все новые и новые жанровые пространства (в том числе латино, фолк, джаз) – незаменимый участник всех самых значимых мероприятий области.

Все эти коллективы, крестным отцом которых был Генрих Гиндес, станут главными действующими лицами тематических праздничных концертов филармонии. Имя выдающегося организатора припомнится и на вечере, посвященном сольному исполнительству. Его герой, солист-пианист Тульской филармонии Яков Соловьев, – ученик Генриха Самойловича.

БОГАТЫРСКИЙ РАЗМАХ

Предшественником Гиндеса на директорском посту был Иосиф Михайловский. За годы его «правления» (1953–1993) скромная провинциальная филармония превратилась в одну из мощнейших в СССР. В те годы здесь выступали самые видные коллективы и солисты страны. А Тульский государственный хор, которым он руководил, гремел на весь Союз. Не раз Михайловского звали в Москву возглавить то или иное культурное учреждение. Но он до конца дней оставался верен Тульской филармонии, которая теперь носит его имя.

А хор и по сей день – гордость региона. Этот старейший коллектив филармонии, сегодня возглавляемый профессором Московской консерватории, лауреатом премии Москвы Александром Соловьевым, наравне с самым молодым коллективом – симфоническим оркестром станет героем главного юбилейного торжества.

С именем Михайловского связаны и еще два направления деятельности филармонии. Но оба, будучи инициированы им, сегодня приобрели свои особенности. Детская филармония, начинавшая вполне традиционно как организация, занимающаяся прокатом соответствующих коллективов и обеспечивающая связку «дети – детям», фактически заместила собой то, чего в Туле нет, – детский музыкальный театр. А оперное направление сегодня зиждется на идее не просто представления сцен из опер, а привлечения таким образом внимания к бедам окрестных усадеб. Две из них, в частности, связаны с именами Александра Даргомыжского и Николая фон Мекка. Соответственно этим фигурам выбирались и оперные названия для постановок – «Русалка» и «Евгений Онегин». В контексте растущего государственного интереса к сохранению и восстановлению русских усадеб этот проект представляется филармонии очень важным.

ПРИЙТИ,
ЧТОБЫ СТРОИТЬ

До того, как возглавить в 2012 году Тульскую филармонию, Елена Юрьевна Руднева была в течение ряда лет директором детской филармонии:

— Ее становление пришлось на непростые годы, но этот опыт дал мне умение выживать в сложных условиях и при этом двигать дело вперед. Девиз, который я взяла на вооружение, придя в «большую» филармонию: все для зрителя. Пришлось засучить рукава, чтобы превратить неудобный зал и ветшающее помещение в место, куда публика идет с удовольствием. Пришлось сделать «кадровую чистку», подтянуть творческую составляющую, провести оптимизацию. В филармонии не было абонементов – теперь мы работаем только в абонементной системе, и это здорово, интересно, правильно. Филармония не имела гастрольных выездов – сейчас мы активно развиваем эту сферу. Хромала матбаза – благодаря плотному взаимодействию с местным правительством сегодня мы имеем возможность постепенно приобретать инструменты и костюмы. Постепенно филармоническое «хозяйство» приходит в то состояние, которое должно быть нормой. Следующая моя цель – обеспечить высочайшее качество наших концертов, вне зависимости от того, где они проходят – в Туле или в отдаленном клубе области.

Хотела бы особо отметить: мы представляем на своей сцене не только классическую, но и интересную современную музыку. У нас прозвучали опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова», оратория Давида Кривицкого «Бабий Яр». Сейчас готовим к исполнению «Солдатский реквием» Владимира Дашкевича. И тульская публика хорошо откликается на эти проекты.

На фото: Е. Руднева

Некрасова Ирма
31.10.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: