< №9 (146) Сентябрь 2016 >
Логотип
ЖИЗНЬ ШКОЛЫ

«ВЕСНА» ИДЕТ!

Мало найдется детских хоров, на концертах которых публика Большого зала Московской консерватории может в едином порыве подняться и устроить коллективу овацию, но в случае с «Весной» столь теплый прием воспринимается как должное

6 апреля один из лучших детских хоров России, готовящийся отметить в следующем году полувековой юбилей, в очередной раз доказал свой высочайший профессионализм.

Этот концерт был особенным: сбор от него предназначен для создания памятника А.С. Пономареву – основателю хора и возникшей на его основе школы, – которого не стало два года назад. «Все, кто знали Александра Сергеевича лично или были на его концертах, помнят и любят его. Но чтобы не только мы, но и те “веснушки”, которые будут учиться в нашей школе в следующие годы, помнили наши истоки, помнили, кто создал это чудо, мы решили создать памятник», – поделилась директор школы, художественный руководитель и дирижер хора «Весна» Н.В. Аверина. Проект памятника был представлен в фойе Большого зала консерватории. Его открытие запланировано на день памяти А.С. Пономарева, 16 мая, но уже по макету видно, что автор – заслуженный художник России, скульптор А.В. Балашов – стремился не только передать черты портретного сходства, но сотворить многогранный образ: раскрытые руки – это и распростертые объятия, отражающие душевную щедрость и теплоту учителя, и дирижерский жест, на котором выросло не одно поколение музыкантов и просто полюбивших на всю жизнь музыку детей. Особую благодарность Надежда Аверина выразила Московской консерватории в лице ректора А.С. Соколова, предоставившего Большой зал для благотворительного концерта безвозмездно.

Еще одним участником концерта стал Камерный оркестр колледжа-театра «Галина Вишневская» под руководством А. Кашаева. Вечер открылся «Вокализом» С. Рахманинова, с первых нот напомнившим о лучших традициях хора: интеллигентном звукоизвлечении, ровном тембре, мягких заходах на верхние ноты, гибкой и выразительной динамике и «фирменной» чистоте интонации. Обаятельный дирижерский почерк Надежды Авериной – округлые, свободные движения рук – рождает столь же свободное и раскрепощенное пение детей с максимальной творческой отдачей. Мягко отзывался на ее жест и камерный оркестр – особенно замечательно в совместном исполнении прозвучал хор «Laudate Dominum» В.А. Моцарта. «Ave Maria» И. Брамса завершила первую триаду духовно-просветленных произведений.

Первое отделение концерта продолжила кантата «Поэзия земли» Е. Подгайца в версии для хора и камерного оркестра. Сотрудничество композитора с хором «Весна» продолжается уже более сорока лет – цифра, поражающая воображение! – и, несомненно, во многом определило его особый интерес к хоровой музыке. Интерес взаимен: «акварельное» гармоническое письмо, доступная и в то же время счастливо избегающая банальностей интонационность – дар, которым обладают очень немногие современные композиторы, – в сочетании с ярким ритмическим рисунком («Игрушечный город» с переменным метром, задорно отстукиваемым коробочками, вызвал «непозволительные» в середине цикла аплодисменты) делают музыку Е. Подгайца неизменно привлекательной для детей.

«Поэзией земли» дирижировал Айрат Кашаев – воспитанник маэстро Г.Н. Рождественского, один из самых перспективных российских молодых дирижеров. Он продемонстрировал уверенный контроль над обоими коллективами и особо бережное отношение к хоровой фразировке. С «Весной» А. Кашаева связывают давние творческие связи: еще будучи студентом Казанского музыкального училища им. И.В. Аухадеева, он познакомился с А.С. Пономаревым, учась в Московской консерватории, проходил практику в кандидатском хоре «Весны», а с 2012 года регулярно выступает с различными проектами школы. «Детские голоса лишены обертонов, они в некотором смысле бесцветны, – заметил А. Кашаев. – Но за счет подачи и отношения можно достичь высоких художественных результатов. Важно, что в “Весне” всегда работают над образом, художественным наполнением произведения – все это, конечно, традиции, идущие от Александра Пономарева».

Второе отделение, составленное из разнообразных хоровых миниатюр, было выстроено в концептуальную программу, постепенно расширяющую представление о стилистических возможностях детского хора. Умеренно-классические пушкинские хоры – «Зимняя дорога» В. Шебалина, «Фонтану Бахчисарайского дворца» А. Власова и «Девицы, красавицы» А. Даргомыжского сменили произведения старинной музыки: мадригал «Белый и нежный лебедь» мастера итальянского Возрождения Я. Аркадельта и полифонический хор «Ihr, musici» («К вам, музыканты») немецкого композитора второй половины XVI века Х.Л. Хасслера. Чистые детские голоса звучали вполне аутентично, демонстрируя прослушанность каждого пласта полифонической фактуры и четкость многочисленных канонов, – и только педагогам известно, сколько кропотливой работы стоит за этим. Высочайшая дисциплина отражается и в поведении на сцене – меняя свое расположение в зависимости от исполняемого сочинения, «веснушки» перестраиваются быстро, четко и абсолютно самостоятельно.

Следующие за этим сочинения ХХ века представили публике «Весну», не боящуюся экспериментов: самым ярким номером этого блока, без сомнения, стал хор авангардного шведского композитора А. Меллнеса «Aglepta» на текст старинного заклинания, изобилующий сонорными приемами, переходами от шепота к крику и требующий импровизации от каждого участника коллектива. Еще одна грань – народная тематика – отразилась в хорах «По буквари» В. Рубина и «Скороговорки» Е. Подгайца, включивших в себя элементы театрализованного действа и использование шумовых инструментов.

В заключение на сцену поднялись многочисленные выпускники школы разных лет, и несколько исполненных с их участием произведений, в числе которых была виртуозная болгарская скороговорка «Посадил полынь я» и традиционная для хора «Весна идет» В. Рубина, прозвучали безупречно. Это особенно удивительно, если учесть, что «сборный» хор выступил всего с одной репетиции. «Те, кто часто ходят на наши концерты, знают, что мы всегда заканчиваем тихо», – напомнила публике об еще одной традиции «Весны» Н.В. Аверина, едва стихли оглушительные овации. Популярнейшая «Ave Maria», известная под именем Дж. Каччини и принадлежащая на самом деле, как и множество других музыкальных мистификаций, перу советского композитора В. Вавилова, подвела итог вечера: самый главный – нерукотворный памятник себе А.С. Пономарев уже воздвиг.

Мусаелян Елена 
2014-04-22


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: