< №5 (165) Май 2018
Логотип
АССАМБЛЕИ

ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре завершаются XVI Пасхальные хоровые ассамблеи. Родившись задолго до пробуждения в стране настоящего интереса к возрождению хоровой певческой традиции, эта общественная инициатива локального значения за 15 лет превратилась в масштабный хоровой форум, в разные годы приобретавший региональный, всероссийский или международный статус.

СВЯЗАННЫЕ ОДНИМ ЧУВСТВОМ

Если спросить организаторов, сколько концертов насчитывается в фестивальной программе, они затруднятся с ответом. Еще года четыре назад Пасхальные ассамблеи собирали в Сургуте сотни гостей из городов и сел округа. Сегодня фестиваль изменил формат, «расплескавшись» живительной водой по региону. Теперь на местах сами организуют пасхальные концерты, определяя и их количество, и даты проведения. Незыблемы лишь даты открытия и закрытия фестиваля, которые по традиции приходятся на день православной Пасхи и День славянской письменности и культуры, отмечаемый в стране 24 мая. Тогда концерты разворачиваются повсюду, становясь особенными для каждого участника фестиваля. Потому что все без исключения в эти дни связаны одним чувством и одной мыслью: сегодня где-то рядом или в самых дальних уголках Югры сотни людей дышат и поют в унисон со мной, славя Господа и красоту сотворенного Им мира.

Импульс этому народному движению задали сургутские авторы Пасхальных хоровых ассамблей – но не тогда, когда «отпустили» фестиваль на просторы округа, и даже не тогда, когда в 2003-м региональная общественная организация «Общество русской культуры» выступила с инициативой проведения ассамблей. Истоки этой истории – в 1990-м году. При только-только организованном горсткой энтузиастов Обществе русской культуры появился ансамбль духовной музыки (сегодня ставший городской капеллой «Светилен»). Сами общественники в нем и пели. А кто тогда еще знал эту музыку? Потом пошли по ханты-мансийской земле – исполняли в городах и селах Дегтярева, Бортнянского, Чайковского, участвовали в крестных ходах, в крещении потихоньку просыпающихся к другой жизни людей, в службах возрождающихся храмов… Вот так, постепенно, и пришли к идее фестиваля, который мог бы стать духовной скрепой.

В работу, наравне с Обществом, сразу же втянулся Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского, потому как возглавляла обе организации Екатерина Владимировна Лоншакова – человек кипучей энергии, масштабного мышления и твердых принципов. Сегодня ассамблеи признаны одним из ведущих проектов Ханты-Мансийского автономного округа и поддерживаются региональными властями: Департамент культуры оказывает организационную и информационную помощь, а Департамент внутренней политики благодаря своим программам, предполагающим выделение субсидий на конкурсной основе на проектную деятельность, помог фестивалю более твердо встать на ноги в финансовом плане.

ЧТОБЫ ЗАПЕЛИ ВСЕ

На хорошем фестивале всегда в чести образовательная составляющая. На сургутских Пасхальных ассамблеях она играет едва ли не ведущую роль. До этого года в фокусе внимания организаторов были школы искусств, а их в Ханты-Мансийском автономном округе более пятидесяти. Ежегодно в течение 15 лет для руководителей хоровых коллективов колледж русской культуры организовывал на своей базе курсы повышения квалификации, в ходе которых, прежде всего, шла работа над особенностями исполнения духовной музыки. «Мы “выскочили” из советской эпохи, вооруженные великолепными знаниями, но совершенно оторванные от нашей духовной классики, более того – находящиеся с ней в некоем внутреннем противостоянии. На наших курсах мы решали и эту, духовного плана, проблему», – отмечает особенность мероприятия Екатерина Владимировна Лоншакова.

Но в этом году на фестивале было решено осуществить давнюю мечту: вовлечь в свою орбиту общеобразовательные учебные заведения. Зачем? Чтобы запели и они.

Слова «в каждой школе должен быть хороший хор» стали девизом семинара, в рамках которого 18 хормейстеров под руководством заведующей отделением хорового дирижирования колледжа русской культуры Ирины Сергеевны Абовян постигали тонкости искусства многоголосия. В итоге каждому из них был выдан сертификат Магнитогорской консерватории (с которой колледж заключил партнерский договор) о прохождении курсов повышения квалификации.

В этом году общеобразовательные школы были активнее включены и в еще один фестивальный проект, проводившийся в третий раз, – интернет-конкурс хоровых коллективов. Его участники, представлявшие весь спектр школ – музыкальных, общеобразовательных, школ искусств, а также средние специальные и высшие музыкальные учебные заведения, были поделены на группы. В своих категориях выступали смешанные хоровые составы, хоры мальчиков, молодежные коллективы, возраст участников которых превышал 16 лет, малочисленные ансамбли и хоры общеобразовательных школ.

Мастерство 28 коллективов, принявших участие в конкурсе, оценивали профессионалы высокого класса: Алла Григорьевна Литвина, профессор Уральской государственной консерватории, председатель Свердловского регионального отделения Всероссийского хорового общества, лауреат международных конкурсов; Леонид Иванович Еремин, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Челябинской государственной академии культуры и искусств, заслуженный деятель культуры РФ, и Виктор Алексеевич Куржавский, профессор кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории, заслуженный деятель искусств РФ.

ТАК БЫЛО – ТАК БУДЕТ

Какие бы хоры города, региона, страны не вовлекались в фестиваль, сколько бы их ни было – главным звеном этой многообразной цепи является хор мальчиков и юношей Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского.

Он появился в 2003 году и стал отображением той генеральной идеи, из которой «выросло» само учебное заведение (сначала именуемое школой, а потом колледжем). Эта идея – возрождение русской культуры. А она без мужского хорового пения, ставшего после крещения Руси первородным, основополагающим для страны, немыслима.

Задача продолжения и развития в новых исторических реалиях исконных традиций отечественной культуры требовала системного подхода. А потому открывшееся в школе хоровое отделение мальчиков спустя два года превратилось в дирижерско-хоровое. В основу его работы легли уникальные модели непрерывного хорового образования России, бережно хранимые в знаменитых хоровых училищах – Санкт-Петербургском им. М.И. Глинки и Московском им. А.В. Свешникова.

Одним из свидетельств правильности избранного пути стали награды, которые коллектив, расцветший не в городе-миллионнике с богатой культурной средой, а в небольшом провинциальном Сургуте, стал получать уже с первых лет своего существования. В 2003-м он был отмечен «серебряным» дипломом Международного хорового конкурса «IsoladelSole» в итальянском городе Градо, в 2004-м – золотой и серебряной медалями Всемирной хоровой олимпиады в немецком Бремене, в 2005-м – Гран-при Московского международного форума «Одаренные дети – будущее России». В 2006-м у него вновь золото и серебро Всемирной хоровой олимпиады, но уже в китайском Сямене, в 2007-м сургутский коллектив увозит из Рима диплом лауреата II степени Международного хорового конкурса духовной музыки «MusicaSacra а Roma», а в 2008-м получает серебряную медаль V Всемирной хоровой олимпиады в австрийском Граце…

Успехи эти тем более ценны, что на хоровое отделение мальчиков Сургутского колледжа русской культуры принимаются все – без конкурсного отбора и вне зависимости от певческих возможностей. Это потом, двигаясь под руководством чутких и умелых преподавателей от простого к сложному, из младшего хора в основной концертный, скромные пичужки превращаются в виртуозных соловьев, умеющих вознести слушателя к самым высотам духа.

Этот хор вылепила Ирина Сергеевна Абовян, блестящий мастер, талант которого когда-то разглядела Екатерина Владимировна Лоншакова. Она пригласила выпускницу Челябинской академии культуры в колледж провести мастер-класс раз, другой, да и уговорила остаться в Сургуте. Сегодня Ирина Абовян заведует ведущим отделением колледжа и является художественным руководителем Пасхальных хоровых ассамблей. Эстафетную палочку по руководству главным хором учебного заведения она передала молодым музыкантам – своим ученикам, ныне специалистам с консерваторским образованием Павлу Макарову и Ивану Фоминых. С самыми маленькими работает (и гениально, как говорят в колледже) Наталья Румбина.

Но певческая палитра колледжа не ограничена только хором мальчиков и юношей. На инструментальном отделении учебного заведения есть свой хор «Тоника», которым руководит тоже бывшая выпускница колледжа Анастасия Гулина. На вокальном создан «Ангельский собор» – небольшая, регулярно концертирующая капелла под руководством Ирины Абовян. Есть в колледже и другие вокальные ансамбли разного состава, а также хор преподавателей и, конечно, большой, в двести голосов, смешанный хор.

…24 мая все эти коллективы, как ручейки, влились в многомиллионный хор страны, чтобы отметить праздник государственной важности – День славянской письменности. По традиции единая для всех программа, ежегодно разрабатываемая к празднику в Москве, завершается хором из оперы «Иван Сусанин» «Славься!». В Сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского он отзывается по-особому: здесь более 20 лет живут и работают в абсолютном созвучии с патриотическим накалом знаменитого глинкинского творения.

Некрасова Ирма
31.05.2018


Оставить отзыв:

|

Уважаемая Ирма! В Вашей статье допущены ошибки. Во-первых, Фоминых Иван и Макаров Павел не являются учениками Абовян И.С. Павел - выпускник Гарифьяновой А.М., а Иван - Кульмаметьева В.Р. Во-вторых, Ирина Сергеевна "вылепила" хор???? Этот хор по крупицам годами создавался Вячеславом Кульмаметьевым и все награды, перечисленные в этой статье, это заслуга его и его жены Татьяны. Сейчас супруги Кульмаметьевы работают в детской филармонии г. Екатеринбурга, но это же не означает, что их заслуги можно приписывать совсем другому человеку! Надеюсь, что это недоразумение возникло вследствие неинформированности,а не по умыслу. С уважением, Юлия.