< №11 (159) Ноябрь 2017
Логотип

ИГРАТЬ, КАК В 3D

На конкурс молодых специалистов «Панорама педагогических достижений», который пройдет в Магнитогорской государственной консерватории 23–26 октября, от пяти учреждений Саткинского муниципального района делегирована преподаватель фортепиано ДШИ № 2 Сатки Челябинской области

Заставить современного ребенка, в распоряжении которого гаджеты, компьютерные игры, мультимедийные технологии, часами играть гаммы и арпеджио, прорываться через способы туше, принципы аппликатуры, искусство артикуляции – очень непросто. А ведь надо, вздыхают родители: мелкая моторика пальцев, эстетическое развитие, формирование личности – польза от занятий на музыкальном инструменте очевидна. Вот и случается зачастую, что ребенок занимается из-под палки. А если повезет, и он попадет к педагогу увлеченному и творческому – многие проблемы могут быть решены.

В классе фортепиано М.Ф. Ахметшиной, молодого специалиста саткинской ДШИ № 2, равнодушных нет. И вроде бы работает преподаватель всего третий год, и опыта маловато, а у учеников – глазки горят. Хоть и маленькие они, не старше 2-го класса, уже зарекомендовали себя на школьных концертах и конкурсах. Маргарита Фанисовна делится результатами первых педагогических экспериментов:

— Ученика нужно зацепить, заинтересовать, может, даже пофантазировать, придумать что-то – только тогда он начинает слушать и понимать. Когда мы только начинаем учить ноты, наряду с рекомендуемыми дидактическими материалами мы рисуем на нотном стане всякие домики, заборчики, лягушек, помещаем их на нотные линейки и в разные регистры – в такой форме дети быстро начинают разбираться в довольно сложной для понимания музыкальной грамоте. Когда уже начинают играть, важно озвучить правильно художественный образ, качество звука и, подключив фантазию ребенка, направить все в нужное русло. И поэтому мы не ограничиваемся специальностью на уроках: слушаем музыку, говорим о ней, рисуем, смотрим видеозаписи великих исполнителей. Что касается непосредственно пианизма, я собираю все современные методики и нахожу такие упражнения, чтобы была задействована художественная сторона, ведь даже технику нужно развивать так, чтобы ребенку было интересно. Тогда будет и результат. Иногда не хватает на уроках какого-то толчка, тогда предлагаю ученику самому показать, как он видит произведение или упражнение, и вдруг – есть контакт! Найден ключ! Я не только их учу, но и у них учусь многому.

Свои методические наработки Маргарита Ахметшина не держит в секрете – на конкурсе «Панорама педагогических достижений» она выступит в двух номинациях: творческая самопрезентация «Визитная карточка» и открытый урок. В Магнитогорск поедет и учащаяся Ксения Хабибьянова. Первокласснице предстоит серьезное и ответственное испытание: на глазах у ведущих мастеров (которые в рамках конкурса будут проводить и мастер-классы) продемонстрировать результативность «находок» своего преподавателя. Но Ксения справится, уверены в школе, она – одаренная и артистичная, помимо фортепиано с 6 лет занимается эстрадным вокалом, а главное, не боится сцены. «Я хочу показать на открытом уроке, работая с Ксенией, как можно заниматься с помощью современных методик, чтобы это было интересно и доступно, – продолжает Маргарита Фанисовна. – Мы будем читать с листа, импровизировать, играть выученные произведения, подбирать по слуху».

Подбор по слуху, до которого на занятиях, как правило, руки не доходят, Маргарита Ахметшина считает очень важной и полезной формой работы – это не только развивает ребенка как музыканта, помогает скоординировать слуховые и пианистические навыки, но и повышает его рейтинг в компании сверстников. Не каждый же может сесть за инструмент и сходу подобрать любимую песню, причем сразу – двумя руками.

Готовиться к конкурсу Маргарите Ахметшиной и Ксюше помогает вся школа. Улыбчивую, скромную и очень музыкальную Маргариту, бывшую выпускницу ДШИ № 2, здесь помнят совсем маленькой девчушкой и ласково называют Риточкой. Но скромность и безотказность не мешают ей быть активным участником многочисленных мероприятий, которыми наполнена жизнь школы. Разнообразные проекты – от внутришкольных до международных, которые инициирует Управление культуры Саткинского муниципального района под руководством энергичной, неутомимой Татьяны Владимировны Зябкиной, подвигают преподавателей и учащихся к новым выступлениям, победам, творческим открытиям.

«Два года подряд в рамках всероссийского конкурса "Волшебство звука", который проходит под эгидой Владимира Спивакова, из Москвы в наш город приезжают известные музыканты и отбирают на конкурсной основе лучших деток, обучающихся на фортепиано, аккордеоне, баяне, – рассказывает Илона Викторовна Подосенова, заместитель директора по учебно-методической работе. – Надеюсь, что Маргарита Фанисовна порадует нас участием и в этом мероприятии. Ее ученики уже выступали в рамках школьного конкурса "Композиторы XX века – детям", который проходил в этом году, и очень хорошо показали себя. А на I Международном фестивале классической музыки им. Е.В. Образцовой, который стал важным событием в культурной жизни нашего города (приезжала дочь Образцовой Елена Макарова), Маргарита Фанисовна прошла мастер-классы концертмейстера Мариинского театра Ларисы Викторовны Габитовой – поучилась симфоническому мышлению, которое необходимо при аккомпанировании вокалистам».

Симфоническое мышление пианисты еще называют игрой в 3D, преувеличенно «объемной», но зато более понятной и вокалисту, и слушателям. Для Маргариты советы Ларисы Габитовой стали важным творческим толчком, ведь она работает не только преподавателем, но и концертмейстером. Во время учебы в колледже даже занималась вокалом и сегодня продолжает петь – только не голосом, а клавишами. И передает свое умение детям.

На фото М. Ахметшина и Ксения Хабибьянова (май, 2017)

Шубенко  Наталья
30.09.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: