< №5 (165) Май 2018
Логотип
ИЗМАЙЛОВСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ГЛАВНОЕ – ДЕТИ И ТВОРЧЕСТВО

Несколько лет назад в стране был запущен процесс реорганизации школ с целью их объединения в крупные комплексы. Но если в общеобразовательной сфере процесс прошел гладко, то творческие школы ему воспротивились, и их реорганизация была приостановлена. Сегодня в столице действуют лишь три комплексные творческие структуры, расположенные в Восточном административном округе. Одна из них – Московская городская объединенная ДШИ «Измайлово». О деятельности организации нового типа мы беседуем с ее руководителем, заслуженным работником культуры РФ Ириной Евгеньевной Фомичевой.

– Три года назад, начиная идти по новому для всех пути, вы вряд ли представляли себе в полной мере плюсы и минусы этого процесса. Какие же изменения произошли в работе детских музыкальных школ со времени существования городской объединенной ДШИ «Измайлово»?

– В наше объединение вошли шесть ДМШ Восточного административного округа: им. С.В. Рахманинова, им. Л.Н. Власенко, им. В.И. Сафонова, № 68 им. Р.К. Щедрина, № 59 и № 101, в которых сегодня обучаются 1629 детей. Следует отметить, что две последние из перечисленных мной школ расположены в значительной удаленности от остальных – за пределами кольцевой дороги: № 59 – в поселке Восточный, № 101 – в 45 километрах от Москвы, в поселке Акулово, что, как вы понимаете, создает значительные сложности в работе.

С момента моего назначения на должность генерального директора я в своей работе стараюсь извлечь максимальную пользу из той структуры, которая получилась в результате объединения. Безусловно, мне помог мой личный опыт в должности директора ДМШ им. С.В. Рахманинова, которую я возглавляла на протяжении 28 лет. Так, реорганизация школ позволила нам создать отдел кадров, инженерно-техническую службу, ввести в штат единицы методиста, юрисконсульта, специалиста по охране труда, по связям с общественностью, что не каждая школа, работающая самостоятельно, имеет возможность создать на своей базе. Правда, штат сотрудников для такой масштабной организации, как наша, небольшой, но мы очень стараемся и выполняем поручения руководства в установленные сроки. Большая работа была также проведена по модернизации объединенного сайта, в корне отличающегося от тех, которые были созданы школами самостоятельно. Это другой модуль, другой объем и более высокий уровень информации.

– Полагаю, те, кто воспротивился реорганизации, больше всего боялись потерять свое лицо. А что они приобрели бы, пойдя по пути объединения в комплексы?

– Новых возможностей, открывающихся при реорганизации, как свидетельствует наш опыт, немало. Одной из основных задач объединения явилось создание единой организационной структуры с сохранением творческой индивидуальности и традиций каждой школы и использование новых возможностей в образовательной деятельности, что позволило нам значительно повысить качество образовательных услуг. Это разработка единых критериев оценки при проведении промежуточной и итоговой аттестации; проведение переводных зачетов и выпускных экзаменов единой комиссией, в состав которой входят руководители отделов всех школ по разным специализациям; создание объединенных отделов, в связи с работой в ряде школ одного или двух преподавателей по данной специальности. В нашей школе мы создали два таких объединенных отдела – по классу гитары и синтезатора, что значительно повысило результативность работы преподавателей по этим предметам.

Особо следует отметить такой важный момент, как привлечение наших педагогов и концертмейстеров к работе в других музыкальных школах, входящих в объединение, что не является внешним совместительством и возможно только в подобной организационной структуре. По этому принципу сегодня в разных школах объединения работает 25 преподавателей. Это позволяет увеличивать рост заработной платы наших педагогических работников и сохранять в ряде школ классы с небольшим количеством учеников. Почему я акцентирую на этом внимание? В некоторых наших школах есть классы, где обучаются по той или иной специальности всего 5-6 человек, на такую нагрузку нового педагога не возьмешь. Вот тут мы и привлекаем специалиста из другой школы.

Объединение позволило нам открывать классы по новым специальностям (например класс кларнета в школе № 68 им. Р.К. Щедрина) без привлечения новых педагогических кадров. С начала следующего учебного года планируется открыть класс академического вокала в школе № 59, там же, а также в школе им. Р.К. Щедрина появятся и классы флейты, что будет способствовать дальнейшему развитию коллективного музицирования. И с уверенностью могу сказать, что сохранить маленькую школу № 59, столь необходимую в поселке Восточный в связи с разросшимся там в последние годы жилищным строительством, удалось только благодаря реорганизации. В настоящее время в ней работает 50% преподавателей из других школ нашего объединения.

– Каков в целом алгоритм работы такой нестандартной организации, как ваша?

– Объединив творческий потенциал, школа «Измайлово» добивается высоких профессиональных результатов в педагогическом и исполнительском мастерстве, о чем свидетельствуют успешные выступления наших учащихся и преподавателей в международных, всероссийских, московских конкурсах и фестивалях.

В прошлом учебном году лауреатских званий и дипломов были удостоены 270 участников конкурсов и фестивалей, 79 из числа этих наград получены на состязаниях международного уровня, 44 – всероссийского уровня, 154 – городского и окружного. Девять выпускников поступили в средние профессиональные учебные заведения. В этом учебном году лауреатами стали 152 наших юных музыканта. Учащиеся школы прошли отборочный тур 17-ых молодежных Дельфийский игр России, проходивших этой весной во Владивостоке. Воспитанники школ им. С.В. Рахманинова, Л.Н. Власенко, В.И. Сафонова, № 68 им. Р.К. Щедрина удостоены гранта мэра Москвы в сфере культуры и искусства, в 2016 году его обладателями стали три человека, в 2017 году – четыре.

– А вы не могли бы привести примеры совместной концертной деятельности?

– Совместным мероприятиям МГОДШИ «Измайлово» мы уделяем особое внимание, потому что именно они, помимо работы с учащимися в разных школах, позволяют сплотить наш большой коллектив. Это методические конференции, педагогические концерты, концерты к знаменательным датам, для ветеранов войны и труда и многие другие. Ведь когда шесть самостоятельных школ объединяются в одну – это значит, что шесть творческих организмов должны функционировать в едином ритме. Процесс этот небыстрый. Было бы наивно думать, что объединение такого количества людей в сплоченный, настроенный на одну волну коллектив – дело одного дня.

Особо хочется отметить наши три отчетных концерта в Большом зале Московской консерватории, успешно проведенные в январе 2016-го, в апреле 2017-го и в январе 2018 года по моей инициативе, так как на протяжении последних пятнадцати лет, до объединения, ДМШ им. С.В. Рахманинова ежегодно и с большим успехом проводила отчетные концерты учащихся в этом прекрасном зале. В отчетных концертах МГОДШИ «Измайлово» приняли участие объединенные коллективы наших школ – ансамбли скрипачей, домристов, оркестр народных инструментов. Украшением концертов стал объединенный хор учащихся всех школ в составе 120 человек. Это очень высокая планка, и мы будем стараться и дальше поддерживать такой уровень.

– А что для вас самое главное в вашей деятельности?

– Как бы ни была велика и ответственна организационно-управленческая работа, она не главное. И объединение не самоцель. Главное – это дети! Самая высокая оценка для меня как творческого человека и для коллег, окружающих меня, – это результаты нашего творческого труда, выражающиеся в успехах наших учеников, в оказании благотворного влияния на формирование их личности, в сохранении десятилетиями накопленных школьных традиций. Будущее любой школы – в дальнейшей преемственности поколений. Мне очень близки слова «Искусство – как свеча, которая загорается в душе каждого, когда вы обращаетесь к миру прекрасного». Зажечь свечу в душе каждого ребенка и поддерживать этот свет и ее тепло – самое высокое предназначение педагога. И ради этого стоит жить и работать.

Ирина Евгеньевна Фомичевазаслуженный работник культуры РФ, победитель V Московского городского конкурса «Женщина-директор года». Неоднократно на протяжении 25 лет избиралась депутатом Первомайского районного Совета народных депутатов г. Москвы, депутатом Совета депутатов муниципального округа Измайлово. За многолетний и плодотворный труд награждена знаком Министерства народного образования РФ «Отличник народного просвещения», премией правительства Москвы «За вклад в развитие культуры». Удостоена правительственной награды – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

На снимках: Объединенный ансамбль скрипачей МГОДШИ «Измайлово» выступает в Большом зале Московской консерватории; И. Фомичева

Сомова Зоя
31.05.2018


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: