< №9 (157) Сентябрь 2017
Логотип
ИСКУССТВО ПЕДАГОГИКИ

И ТЕОРИЯ ЭТО УВЛЕКАТЕЛЬНО

Этой осенью ей исполнится 55! Музыкальная школа подмосковной Ивантеевки, как всякое учебное заведение, имеет свое лицо, и сегодня его во многом определяет то отделение, которое в большинстве своем на лидирующую роль претендует редко

В прошлом учебном году ивантеевцы привезли с конкурсов в родную ДМШ 270 наград, и каждая из них – повод для профессиональной гордости. Но преподаватели школы, возглавляемой Надеждой Григорьевной Волынкиной, уверены: конкурсные призы – это сопутствующее, главное – влюбить в музыку своих учеников. И ради этой цели ищут новые формы и средства, которые могли бы сделать образовательный процесс более увлекательным, а значит – эффективным.

Например, создали в школе хор мальчиков. И не только потому, что в таком коллективе можно ставить и решать интересные задачи. Мальчики – контингент непростой, им не всегда комфортно петь вместе с девочками, им по душе своя компания. Чтобы психологически и эмоционально высвободить их, заместитель директора и преподаватель теоретического отдела Светлана Анатольевна Ульянова пришла к решению такую компанию – только творческую – им организовать.

Или взять такое сложное и скучное, как считают многие ученики, дело, как теоретические дисциплины. Таковыми они, может быть, когда-то были и в ивантеевской ДМШ. А сейчас – это самые любимые предметы ее учеников.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Сольфеджио, теорию музыки и музыкальную литературу должны освоить пианисты и скрипачи, вокалисты и дирижеры, а потому теоретический отдел любого музыкального учебного заведения – пусть и не самый видный, но самый большой. Именно он и стал форпостом в освоении новых форм, методов и технологий в обучении, когда его возглавила Анна Юрьевна Иванова, выпускница Московского государственного университета по специальности «Музыкальное образование». Она оказалась творческим, а значит, постоянно находящимся в поиске нового человеком. Те образовательные новации и интересные творческие проекты, которые привели к качественным сдвигам отдела, – ее инициатива.

Основой этого процесса стали совершенствование мастерства преподавателей сольфеджио и музыкальной литературы Карины Сергеевны Багдасарян, Светланы Геннадьевны Сувориной, Анны Анатольевны Ткачевой и умело используемые ими современные аудиовизуальные технологии. Речь и о качественном аудио- и видеооборудовании музыкально-теоретических кабинетов, и об использовании обучающих программ нового поколения, помогающих превратить учебный процесс в увлекательное занятие. Кому, к примеру, не интересно просольфеджировать «Застольную» из «Травиаты» под аккомпанемент Венского филармонического оркестра или песню «Во кузнице» в аранжировке такого оригинального коллектива, как «Терем-квартет»?  Да еще если есть такие подсказки, как анимационная бабочка-нота, порхающая по линейкам нотного стана.

В этом году теоретики школы пошли на интересный эксперимент: устроили концерт по сольфеджио. Под руководством самой Анны Юрьевны, написавшей увлекательный сценарий, его зрители и участники «перелистали» некоторые страницы истории музыкальной теории.  К примеру, через рассказ о невменных знаках подступились к личности великого реформатора музыки Гвидо д`Ареццо, самым важным его открытиям и изобретениям. Попытались сделать то, что притягивает издавна многих, – превратить инструментальное сочинение (такое, как, например, «Болезнь куклы» Чайковского) в вокально-инструментальное.  Каждый из выбранных эпизодов мировой музыкально-теоретической истории иллюстрировался концертным номером в исполнении учащихся. И судя по реакции зала, такое музыкальное путешествие пришлось зрителям по вкусу.

В рамках концерта по сольфеджио можно было представить и свои собственные сочинения – подобранный к известной мелодии (в том числе оперной) аккомпанемент, канонический аккомпанемент в собственной аранжировке, оригинальное, выстроенное от и до произведение. Главное, чтобы оно не было случайным в стройной логичной композиции, придуманной автором концерта. Для решения сложных композиторских задач начинающим сочинителям не возбранялось составлять авторские дуэты, трио и более масштабные ансамбли. А учат сочинять музыку в ивантеевской ДМШ с первого класса. Вначале предлагают гармонизовать мелодию простыми аккордами, во втором-третьем классах задачи усложняются. Итогом этого творческого процесса может стать формирование в ребенке настоящего композиторского мышления. Эти ученики решаются представить свои работы уже на серьезные конкурсы.

А еще теоретический отдел, уловив новую, но пока еще не набравшую силу тенденцию, проводит конкурс диктантов, в котором участвуют буквально все ученики ДМШ.

В сентябре многогранная деятельность молодой заведующей теоретическим отделом (занимающейся научной, методической, просветительской работой, подготовившей немало победителей областных олимпиад и всероссийских конкурсов) получила официальное признание: А.Ю. Иванова стала лауреатом премии им. И.Ф. Горбунова в области культуры, учрежденной Ивантеевским Советом депутатов.

ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ

В течение учебного года школа проводит концерты и концерты-беседы для учащихся общеобразовательных школ, приглашая их в свой зал. Каждый посвящен определенной теме. Для гостей-малышей готовят программу «Музыка и мультфильмы», если ждут старшеклассников – разрабатывают тему «Гармония вселенной – гармония души», посвященную искусству эпохи барокко. Не прекращается такая деятельность и летом. Уже пятый год в июне для отдыхающих в городских лагерях ДМШ проводит на своей территории беседы-концерты, где дети могут и музыку послушать, и побеседовать с исполнителями, и высказать мнение. Тематика концертов самая разная, например были программы под названием «Природа в музыке русских композиторов», «Сказки старого пианино», «Песни и танцы славянских народов» (в которой зрителям можно было даже самим поучаствовать), была программа, знакомящая с инструментами симфонического оркестра. Все они, а также многие другие проходят под девизом «Отдыхаем, обучаясь» и являются составляющими все более набирающего популярность в городе проекта «Летняя школа "Пятая четверть: в гостях у музыки"».

Проводятся и конкурсы. На фортепианном отделении много лет существует конкурс технического мастерства «За шторкой». Интересна форма проведения этого состязания: участники исполняют этюды на сцене за занавесом, а жюри, не видя конкурсантов, оценивает только качество исполнения (очень напоминает популярное шоу «Голос»). Вокальный конкурс «Весенняя капель» – уже с историей и традициями. Организатор конкурса Татьяна Владимировна Иванцова всегда приглашает интересных певцов (иногда это выпускники ДМШ, получившие профессиональное образование как вокалисты), которые делятся опытом и участвуют наравне с победителями конкурса в заключительном гала-концерте. На оркестровом отделении уже десятый год проводится фестиваль струнно-смычковых инструментов «Волшебный смычок» (он стал мероприятием Пушкинского территориального методического объединения), основателем которого является преподаватель класса скрипки Татьяна Константиновна Ивановская. Он был придуман для того, чтобы дать юным музыкантам Ивантеевки, а теперь уже и окрестных городов возможность попробовать свои силы перед выходом на конкурсы другого, более высокого, уровня. Его особенность – теплая, доброжелательная, почти домашняя атмосфера. Для конкурсантов припасены угощения, им дают возможность пообщаться, поделиться впечатлениями, подискутировать.

Теплота – пожалуй, ключевая краска в портрете Детской музыкальной школы города Ивантеевки Московской области. И на ноябрьском праздничном концерте, в котором объединят свои творческие силы ее преподаватели, лучшие ученики, выпускники, безусловно, гости это почувствуют. 

На фото победители областного конкурса по сольфеджио «Гармония»

Васильева Ольга
30.09.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: