< №8 (167) Август 2018 >
Логотип
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

«РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: БРЕНД, КОТОРЫЙ МЫ СОХРАНИЛИ…»

В преддверии нового учебного года об итогах, планах и сегодняшних реалиях отечественного художественного образования рассказала директор Департамента науки и образования Министерства культуры РФ Александра Олеговна Аракелова

«ЭТИ РЕШЕНИЯ ВСКОЛЫХНУЛИ ВСЮ СТРАНУ…»

В новом Указе Президента РФ № 204, который вышел 7 мая 2018 г., направления деятельности, закрепленные за Департаментом, четко обозначены: это подготовка кадров и модернизация материально-технической базы ДШИ и региональных училищ. Решение этих вопросов – в числе основных приоритетов для всей страны, именно так в Указе и были сформулированы задачи.

Мы ежегодно проводим мониторинг – делаем запросы в регионы, и они, в свою очередь, направляют нам сведения по всем школам искусств, училищам, колледжам. Результаты последних пяти лет нас радуют, и не только количественные показатели, но и положительные тенденции, которых много и которые направлены на поиск эффективных решений и адекватных ответов на вызовы современности.

2017-й год был результативным не только по сведениям мониторинга, но и в области государственной культурной политики. Одно из важнейших событий – коллегия Министерства культуры, на которой обсуждались состояние и перспективы развития детских школ искусств. Решения всколыхнули всю страну: одним из них стала разработка дорожной карты по перспективному развитию ДШИ на ближайшие шесть лет, которая была направлена во все регионы. Теперь регионы нам присылают отчеты, из которых мы видим, что есть движение в сторону повышения качества образования и развития материально-технической базы.

Еще одна положительная тенденция наметилась на встрече руководителей наших брендовых учебных заведений с президентом в ноябре 2017 года в Санкт-Петербурге. Ректоры творческих вузов донесли до главы государства важность вопроса о возможной передаче муниципальных школ искусств на уровень региона. Это может стать важнейшим фактором повышения качества образования. Не секрет, что на уровне муниципалитетов зачастую даже нет управлений культуры. Соответственно, нет профильных специалистов, и качество образования в ДШИ отходит на второй план. Главное, чтобы стены были покрашены, чтобы стулья не были сломаны, и не важно, кого мы из этих покрашенных стен выпускаем, – так зачастую рассуждают на местах. Разумеется, эта проблема не относится к крупным городам. Но в целом по стране – ситуация неутешительная. Руководители училищ и вузов ощущают результаты такого подхода наиболее остро – ведь именно к ним, в их учреждения приходят эти дети. Именно поэтому на встрече с президентом ректоры творческих вузов и озвучили мысль, что управлять системой образования должны компетентные люди, которые, как правило, находятся в региональных министерствах, департаментах, управлениях культуры. Этот вопрос стал одним из посылов президента по результатам встречи.

«ТАКОЙ КУЛЬТУРНЫЙ ВЗАИМООБМЕН ОСТАНЕТСЯ В ПАМЯТИ НАДОЛГО…»

Проект по созданию региональной системы ДШИ «Детские школы искусств — достояние России» уже стартовал. В этом году пилотными регионами, где будет осуществляться перевод ДШИ с муниципального уровня на региональный, станут Томская и Курская области.

В 20-х числах октября в Томской области пройдет знаковое событие, связанное с поддержкой Министерства культуры инициативы региона по передаче детских школ искусств на региональный уровень.  Мероприятие обещает быть грандиозным – конференция, мастер-классы профессоров московских вузов, Гала-концерт, в котором примут участие народные артисты, коллективы училища при Московской консерватории – симфонические, духовые оркестры. Аналогичная акция пройдет и в Курской области – это «жест» от Министерства культуры, подарок регионам, поддержавшим столь важную для всей отрасли инициативу. Я думаю, такой культурный взаимообмен останется в памяти этих детей и педагогов надолго.

Процесс переподчинения муниципальных ДШИ региональным органам управления культуры будет продолжен – свыше 60-ти регионов уже выразили желание включиться в эту работу. На самом деле это непросто – задействуются финансы разного уровня (муниципальные и региональные), имеет большое значение точка зрения руководства области. Если позиция региона на уровне президента Республики или губернатора положительная, тогда дается поручение всем заинтересованным органам власти. Тем регионам, где активны органы культуры, мы стараемся помогать: сейчас мы за счет Министерства культуры направляем в Томск и Курск настройщиков, которые в течение месяца приведут в порядок музыкальные инструменты.

«… ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД…»

За последний год количество обучающихся в образовательных учреждениях отрасли культуры увеличилось на 2,5% (от 1 млн 688 тыс. одаренных детей и молодежи в 2016 г. до 1 млн 730 тыс. в 2017-м). Это хороший показатель, если учитывать, что отрасль не самая большая, и говорит он о востребованности нашего образования населением страны.

Если рассматривать ситуацию по федеральным округам, лучшим по функционированию ДШИ стал Центральный федеральный округ – в ДШИ обучается 10,6% детей от их общего числа (для сравнения – в советское время было охвачено 11-12% детей!). 9,8% детей получают художественное образование в Дальневосточном федеральном округе, 8,9% – в Южном. Северо-Кавказский федеральный округ самый проблемный – обучается всего 7% детей.

В приведенной ниже таблице – цифры по разным показателям за 2017 год по сравнению с 2016 годом.

Картина, в целом, радует тем, что есть положительная динамика. Но сами по себе цифры весьма скромны, особенно если рассматривать материальную базу учреждений. Проблемным вопросом остается зарплата преподавателей – в отрасли она ниже, чем в среднем по стране, и ниже, чем предусмотрено соответствующей дорожной картой. Ни для кого не секрет – все, что касается отрасли культуры, зачастую в регионах финансируется по остаточному принципу. И все же рост есть – пусть медленно, но происходит движение вперед. По зарплате, например: в 2016 г. средняя зарплата преподавателей по стране была 27,3 тыс. руб., в 2017-м – уже 31,2.

Укреплять материально-техническую базу не только ДШИ, но и региональных училищ будет помогать и федерация: в апреле 2017 г. в Омске состоялся форум, на котором Председателем Правительства было дано поручение – возродить отечественное производство музыкальных инструментов для поставки в школы искусств. За полгода удалось поставить около 900 пианино отечественной сборки, в основном, в Центральный федеральный округ. В этом году будут охвачены Северо-Западный и Южный федеральные округа, в следующем – Урал, Дальний Восток. В 2017 г. было выделено 400 млн на пианино, в 2018 г. – 400 млн на пианино и 200 млн на духовые инструменты, в 2019-м также планируется выделить 400 млн. Конечно же, это малые деньги, именно поэтому в Указе Президента – акцент на усиление этой задачи. Школы и училища получат субсидии: на закупку музыкальных инструментов, оборудования (например, сценического, театрального), компьютеров, учебников. Это действительно движение вперед: впервые за 20 лет федеральное Министерство культуры сможет оказать немалую материальную поддержку не только ДШИ, но и региональным училищам.

Позитивные тенденции просматриваются в выборе обучающимися тех или иных программ. Наиболее востребованными в школах становятся предпрофессиональные программы: живопись – только за 1 год увеличение на 15%, фортепиано – увеличение на 14%, народные инструменты – на 15%, хоровое пение – на 38%, струнные инструменты – на 22,9% (что отрадно!). Востребованные программы в училищах: живопись – рост на 7,6%, инструментальное исполнительство – на 7%, народное художественное творчество – на 5,4%, хоровое дирижирование – на 6%. Это позволяет говорить о том, что у нас будут функционировать оркестры, театры: будущие артисты в учебных заведениях страны получают достойное образование и смогут пополнить талантливую и высокопрофессиональную «семью» творческих коллективов. Но и те, кто не станет профессионалами, все равно будут хорошо обученными людьми, личностями – ведь именно художественный опыт формирует столь необходимые сегодня компетенции в области интеллектуальной активности, практического творчества, психологической целостности, общей креативности.

«НОВЫЕ УСЛОВИЯ ПОЗВОЛЯЮТ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ УЧИТЬ БЕСПЛАТНО…»

 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы» с разбивкой на предпрофессиональные и общеразвивающие.

Предпрофессиональные программы (были введены в законодательное поле еще в 2011 году) – аналог программ, которые использовались в наших музыкальных и художественных школах с 30-х гг. 20-го столетия и школах искусств с середины прошлого столетия. В основе – учебные планы советского периода. Они предназначены для одаренных детей, которые способны освоить весь набор знаний, умений, навыков, необходимый для поступления в профильные средние и высшие образовательные учреждения. Но это не значит, что ребенок должен обязательно стать профессионалом. Освоив такую программу, он получит прекрасное образование, приобретет опыт творческой деятельности, сможет и далее развиваться – расти эстетически и нравственно. Вот почему предпрофессиональные программы стали широко востребованы: количество обучающихся на них детей в 2017-м году увеличилось на 16,7% по отношению к 2016-му году.  Но и этого, оказывается, мало: в Министерство культуры приходит много писем от родителей детей, которые поступают в муниципальные ДШИ, с жалобами. Дело в том, что многие хотят ребенка определить на предпрофессиональную программу, чтобы он действительно чему-то научился – не только приобрел определенные компетенции, но и «вошел» в профессиональный контекст, получил мощный импульс личностного развития.  А руководство школы говорит, что мало мест. Наша рекомендация – создавать больше бюджетных мест на предпрофессиональные программы, в том числе и за счет общеразвивающих. Школы прислушиваются, и снижение бюджетных мест на общеразвивающие программы на 2,7% – результат этой политики.

Особенно важно, что одаренные дети получают столь качественное образование бесплатно. Я помню советские времена – я сама воспитанница этой системы и помню, сколько семья платила за обучение в музыкальной школе мое и моей сестры, и как это было чувствительно для семейного бюджета. Поэтому далеко не все семьи могли позволить художественное образование для своих детей. Новые условия дают возможность одаренных детей учить бесплатно за счет бюджетных мест. Это – большое достижение последних лет.

Общеразвивающую программу ребенку предложат, если в результате отбора, который проводит школа, у него не обнаружатся творческие задатки. Общеразвивающая программа – это аналог программ советского периода, ориентированных на клубную деятельность и самодеятельность. Мы все прекрасно помним – в советское время была развита сеть Домов пионеров, клубов, самодеятельных коллективов. В 90-е годы эта сеть разрушилась, и ДШИ были вынуждены включить в сферу своей деятельности и этот образовательный сегмент, то есть фактически заниматься всеобучем в области культуры. Именно поэтому в закон были внесены два типа программ.

Что касается пересмотра программ: мы ведь не стоим на месте – развивается социально-экономическая сфера, возникают новые запросы, требующие изменения многих стандартов. Если 10 лет назад были нужны одни специалисты, то сегодня, например, для клубных учреждений, нужны профессионалы с другими компетенциями. Поэтому смена образовательных программ должна быть. Не кардинальная, никто никаких крайних мер принимать не собирается, но точечно пересматривать компетенции выпускников творческих училищ и вузов необходимо, а значит – и выпускников ДШИ.

«НАША СИСТЕМА НЕ ПРОСТО ВОСТРЕБОВАНА, А ПРОДОЛЖАЕТ ЛИДИРОВАТЬ…»

Наши вузы – известные бренды в мире. Российскую систему художественного образования не стоит сравнивать с другими странами – она самодостаточна. Посещаемость концертов, успех творческих коллективов на гастролях по всему миру – вот основной критерий, позволяющий это утверждать.

Если бы мы не сохранились как бренд, к нам бы не приезжали учиться иностранцы. На сегодняшний день это 4500 иностранных граждан, и конкурс на бюджетные места для них с каждым годом растет. В 2018-м году к нам приехали студенты из 98 стран – в основном, из Казахстана, Украины, КНР, Беларуси, Таджикистана, Монголии.

Наиболее популярные программы для иностранцев – музыкально-инструментальное искусство, актерское искусство, живопись. Обучаться сценическому мастерству едут, в основном, из Европы: русская актерская школа, имеющая глубокие исторические корни и сильнейшие театральные традиции, дает мощный импульс в европейские страны – во многих из них до сих пор функционируют русские драматические театры. Русская школа живописи, например, творчество передвижников, приобрела последователей во всем мире, картины русских художников считают за честь экспонировать известнейшие музеи. Мы пожинаем плоды того, что было заложено нашими гениальными предшественниками, и достойно приняли эстафету.

То, что наша система не просто востребована, а продолжает лидировать, подтверждают и результаты творческих состязаний. В Московской консерватории только за 2017-й год – около 50 лауреатов международных конкурсов (в эту статистику, конечно же, не попадают второсортные конкурсы – ведь речь идет о Московской консерватории!). В ЦМШ около 90 лауреатов, в Музыкальном училище при Московской консерватории – свыше 60-ти. Это – дети и талантливая молодежь, регулярно выезжающие за рубеж. Именно они демонстрируют всему миру высочайший уровень инструментального исполнительства.

«КОНКУРСНАЯ СИСТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО…»

Тем не менее к такому понятию, как «конкурсомания», мы относимся негативно. И когда в регионах начинают проводить каждую неделю международные, всероссийские конкурсы, нарушая тем самым учебный процесс, мы это не приветствуем. Настоящий конкурс – это событие, к которому нужно готовиться долго и серьезно. Большое количество конкурсов, уровень которых, по определению, не может быть высоким, негативно сказывается не только на качестве подготовки конкурсантов, но и на их здоровье.

Но при этом сама конкурсная система должна быть обязательно: без нее невозможно сформировать творческую личность, которая творит не для себя – для публики. Да и соревновательный момент необходим для гармоничного развития музыканта-исполнителя, иначе неизбежна стагнация. Поэтому мы стремимся не увеличивать количество творческих мероприятий, а развивать уже заявленные.

Мы продолжаем реализовывать крупные всероссийские акции, благодаря которым выявляем наиболее одаренных детей и молодежь. Неравнодушные педагоги куют эти кадры. «Молодые дарования России» (этому конкурсу уже более 25 лет), «Лучший преподаватель детской школы искусств», «50 лучших детских школ искусств» – эти конкурсы у нас заявлены на следующий год. В жюри – народные артисты столичных вузов. Результаты конкурсов объявят уже в ближайшее время, а в октябре состоится награждение лауреатов.

«ХОЧЕТСЯ ПОЖЕЛАТЬ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ…»

Перед новым учебным годом хочется пожелать работникам нашей образовательной отрасли, прежде всего, талантливых детей. Педагог с радостью идет на работу, когда он знает, что его опыт, умения, душевные переживания найдут отклик в душах учеников. Сохранить лучшую в мире систему художественного образования, которая складывалась не одно столетие и упрочилась в советское время, можно только благодаря преемственности в самом широком смысле – на уровне профессионализма, творчества, методики. На протяжении полуторавековой истории нашей образовательной системы педагоги-профессионалы передавали последующим поколениям секреты мастерства. Эта путеводная нить не утеряна и сегодня. И именно талантливые дети, которыми богата наша страна, способны эту нить подхватить.


31.08.2018


Оставить отзыв:

|

Господи, хорошо то всё как!