< №11 (159) Ноябрь 2017
Логотип
БУДУЩЕЕ ТАНЦА

ТАНЦУЮ МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Воспитание артистов балета, как и накопление социально-­культурного опыта, возможно единственным способом – через преемственность поколений

Московское хореографическое училище при Московском государственном академическом театре танца «Гжель» возникло (в 2003 году) из балетной школы Северо-Западного округа Москвы стараниями доктора культурологии, профессора, народного артиста России Владимира Захарова. Отточенное хореографическое и педагогическое мастерство, солидные знания российской культуры и народного творчества были вложены им в создание уникальной образовательной системы, призванной сохранять духовное наследие русского народа с его традициями и обычаями.

Его соратник и партнер Майи Плисецкой, мастер балетной виртуозности, известный во многих странах, народный артист СССР Борис Борисович Акимов продолжил дело Захарова и по сию пору отвечает за творческую составляющую этого проекта. Он одновременно руководит художественным советом училища и продолжает работать в Большом театре, на сцене которого в прошлом сезоне отметил 50-летие творческой деятельности. Из созданной почти 15 лет назад системы, сочетающей в себе образовательный и воспитательный процессы, сегодня функционируют три звена: школа – училище – театр.

Примечательно, что необходимый комплекс общеобразовательных и гуманитарных программ адаптирован для различных возрастных групп. Крепкий педагогический состав, включающий докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, народных и заслуженных артистов, своими задачами видит изучение и развитие национальных традиций хореографического искусства и подготовку профессионалов, великолепно владеющих техникой классического, современного и народно-сценического танца. Недаром премьер Большого Денис Родькин – выпускник Московского хореографического училища.

И все же подготовка, которую проходят здесь, – нечто большее, чем элементарное обучение профессии. Это прежде всего ориентирование в многообразном мире, это способность к самоидентификации и, если хотите, формирование особых качеств души. Будущие артисты балета поступают на специализацию «Искусство балета» после 4-го класса средней школы, в возрасте десяти лет. Базовая учебная программа включает в себя классическую и современную хореографию, народно-сценический танец, региональные особенности русского танца и даже методику преподавания хореографических дисциплин. При этом в училище кипит-бурлит творческая жизнь: с неизменным успехом проходят концерты воспитанников как в своем отечестве, так и за его пределами.

Училище по праву гордится немалым числом лауреатов и дипломантов всероссийских и международных конкурсов, стипендиатами фондов Галины Улановой и Светланы Захаровой, занимая первое место в рейтинге хореографических отделений столицы. Так, обладателями гранта мэра Москвы в прошлом году стали трое его танцовщиков: конкурс, в котором участвуют студенты и учащиеся, набравшие наибольшее число дипломов и других наград, проходит в три тура. В этом году из девяти грантов, выделяемых на хореографию СПО, – восемь (!) достанутся училищу при театре «Гжель»: 2 – в классической номинации, 3 – в народно-сценической, 3 – в современной. Как победители разделят между собой призовые места, станет известно совсем скоро.

Беспрецедентные результаты можно и нужно интерпретировать как своего рода позитивную статистику, позволяющую судить о качестве обучения различным видам танца. И поддержать совместное решение руководства училища в лице и. о. директора Виктории Владимировны Безруковой и директора Московского государственного академического театра танца «Гжель» Марины Федоровны Куклиной об открытии новой для бюджетных учреждений Москвы специальности – «Искусство танца (народно-сценический танец)». Десяти поступившим в этом году 7-классникам предстоит стать артистами театра «Гжель» и возрождать уникальный народный промысел в сфере хореографии. Впрочем, неважно, в каком виде искусства, в виде керамических изделий или народных танцев, Гжель была и остается символом и визитной карточкой русской культуры. Ведь даже стихи о ней в народе сложили: «Сколько б ни летели миллионы дней, мы без нашей Гжели словно без корней». Так что дело большое в училище делают – корни укрепляют.

Первый набор завершен. Педагоги следуют основным принципам деятельности хореографического комплекса, в числе которых: приоритет духовных ценностей, творческое осмысление славянского культурного наследия, признание непреходящей значимости национального духовного и исторического опыта всех народов России. В основе новой образовательной концепции – не только народный танец, а весь культурный материал различных регионов, народные мотивы и образы, которые легли в основу постановок театра «Гжель». Ребята будут учиться на основе концертного репертуара, проходить практику в театре и если придут сюда по окончании училища, то не будут новичками, а со знанием дела войдут в состав знаменитой труппы. Другие, получив по новому стандарту специальность «Артист балета, преподаватель», пойдут за высшим образованием в очной или заочной форме. Дальнейшая судьба выпускников новой специализации – это национальная хореография. Полученные знания они смогут применить и вернувшись в альма-матер педагогами.

К слову, ожидаются приятные перемены и в родном училище. Департамент культуры Москвы принял решение о передаче ему в оперативное управление здания ДК «Красный Октябрь». Планируется, что через два-три года, после капитального ремонта, весь его состав сможет переехать в собственное здание с большим концертным залом. Тогда контингент обучающихся на бюджетных местах по предпрофессиональной и профессиональной программам увеличится более чем в два раза. Стратегическую задачу сохранения национальной культуры в XXI веке предстоит решать в первую очередь молодежи. Дополняющие друг друга ступени хореографического образовательного комплекса формируют специалистов, которым эта задача по плечу.

На фото Б. Акимов

Волина Ника, Лидовская Ирина
30.09.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: