< №8 (156) Август 2017
Логотип
ТОП-50

СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ

Санкт-Петербургская ДШИ № 4 запомнилась читателю в связи с Международным конкурсом юных пианистов «Ступень к мастерству», о котором пойдет речь и в этой публикации – как и о других «изобретениях» победителя конкурса «50 лучших детских школ искусств»

В ПЕРВЫЕ ДНИ ИЮНЯ

Когда только начиналось не слишком теплое петербургское лето, в ДШИ № 4 по традиции было жарко от многолюдной и приподнятой атмосферы. На церемонии открытия престижного мероприятия красовались 15 флагов – по числу стран – участниц ХΙ конкурса «Ступень к мастерству». Заявки прислали талантливые пианисты из стран Европы, из Китая, Коста-Рики, Южной и Северной Кореи, Австралии, Канады…

Главный вдохновитель и генеральный директор конкурса, заслуженный работник культуры РФ, директор ДШИ № 4 Виктор Алексеевич Екимов говорит, что можно просто «задохнуться» от желающих:

— Претенденты проходят жесткий отбор: из представивших запись 92 соискателей в полуфинал прошли 56. Желание участвовать понятно – мы стараемся соответствовать международным стандартам. На генеральных ассамблеях Европейской ассоциации музыкальных конкурсов для юношества, членом которой мы являемся с 2000 года (первыми в России!), наш конкурс не раз признавался лучшим европейским молодежным конкурсом, и неудивительно, что член жюри Ю. Дварионас, вице-президент EMCY, увидев весь процесс «изнутри», дал ему высокую оценку. А сравнить было с чем: подобные форумы проводятся в 28 странах Евросоюза. Оказалось, что у нас все показатели на высоте: и локация места проведения (школа находится в 20 минутах езды от аэропорта), и современный вместительный зал с великолепной акустикой, и комфортные условия для репетиций (50 аудиторий с качественными инструментами). В первые годы было нелегко – для конкурса приходилось брать рояль напрокат у фирмы «Мелодия». Но на сегодняшний день мы многократно подтвердили высокий статус конкурса, доказали свою необходимость для города, для всей страны. Нам помогают правительство Санкт-Петербурга, министерство культуры, и мы за это благодарны. 

ВЗОЙТИ НА НОВУЮ «СТУПЕНЬ»

Постоянный рояль все-таки появился, в 2005 году. С тех пор он верно служит конкурсу – старенький, но еще вполне надежный Bösendorfer. В ближайших планах – сменить его на престижный Steinway, соответствующий международному уровню мероприятия. Да и конкурсантам игра на «брендовом» рояле поможет лучше проявить себя – все-таки самые высокие достижения в области исполнительского искусства делаются на инструментах экстра-класса. А в том, что уже сейчас участники конкурса демонстрируют уровень высочайший, – сомнений не было ни у слушателей, ни у международного жюри. В состав судей, ежегодно обновляемый на треть, в этом году вошли известные музыканты из Голландии, Австралии, Южной Кореи, России и Литвы. Играть перед такими мастерами и ответственно, и волнительно, зато как радостно получить похвалу, а тем более – удостоиться звания! 

На нынешней «Ступени» за 9 призовых мест юные виртуозы по традиции боролись в трех возрастных группах: младшая А (6–11), средняя B (12–15) и самая «взрослая» группа С, куда входили учащиеся ЦМШ, студенты консерватории и РАМ им. Гнесиных в возрасте от 16 до 19 лет. В финал вышли пять стран: Россия, Беларусь, Австрия, Канада и Австралия. Отличную техническую подготовку, как всегда, показали ребята из Китая, но на этот раз им не уступали европейцы: София Воронина из Москвы и Тимофей Старовойтов из Санкт-Петербурга (лауреаты II и III степеней, гр. А), Кирилл Атрощенко из Минска (II ст., гр. В).

Исполнительской зрелостью отличались выступления лауреатов I степени – россиянина Валентина Малинина (гр. В) и Симона Бурки из Швейцарии (гр. С). Порадовали зрителей дебютанты из Канады, а конкурсанту из Австралии даже удалось удивить искушенную публику: выбрав для исполнения русский «до глубины души» концерт Чайковского, австралиец сыграл здорово, осмыслил и прочувствовал уникальное сочетание драматического пафоса и тончайшего лиризма, яркого героического тона и ариозного мелодизма, основанного на русской песенности. Все-таки с каждым годом благодаря конкурсу понятнее становится русская душа «заморским» гостям, как и русская классика.

Приз EMCY получил Джуян Чанг из Южной Кореи, а приз зрительских симпатий – Петр Павляк из Польши. И хоть Гран-при на этот раз не взял никто (крайне сложно получить высший балл сразу от всех членов жюри!), новые имена оглашены, а значит, им открыта дорога по лестнице успеха, как Мирославу Култышеву, Александру Лубянцеву, Андрею Коробейникову, Александру Мутузкину, звездным лауреатам прошлых лет.

ТВОРИТЬ, ТВОРИТЬ, ТВОРИТЬ…

Так В.А. Екимов определяет установку своего коллектива, и, действительно, творческому процессу нет конца. Концертный зал ДШИ № 4 – один из лучших в Северной столице, и многие известные исполнители знают об этом не понаслышке. Здесь проходил Международный конкурс исполнителей на народных инструментах им. В.В. Андреева, выступал знаменитый ансамбль «Метелица», а в августе в рамках крупного фестиваля «Поющий мир» состоится хоровой конкурс имени петербургского композитора Ю. Фалика. Широкий резонанс имеют и знаменитые «Европейские концерты», которые школа проводит совместно с ДШИ им Е.А. Мравинского.

В ДШИ № 4 учится более 900 детей, но поступить сюда не так просто. И если в подготовительные группы стараются принять всех малышей, то в основной контингент попадают только самые способные. Ведь заниматься придется усердно, предстоит с первых шагов участвовать в концертах, а то и петь в опере!

Театр «Праздник» возглавляет Вера Вильнер, она же автор музыки и либретто детских опер и мюзиклов. «Дюймовочка» и «Кот в сапогах», «Снежная королева» и «Золушка» – музыкальные сказки для малышей ставят своими силами. А для более взрослых в репертуаре есть, например, «Свадьба Фигаро». Премудрости вокала и сценического мастерства юные артисты осваивают охотно, с неменьшим удовольствием получают награды городских и областных фестивалей.

20 лет назад Анна Великотная создала, как оказалось, очень перспективный проект – Детский камерный оперный театр Ad Libitum (с итальянского – «свободно, по желанию», что и стало кредо театра). В репертуаре, в основном, классика: «Бастьен и Бастьенна» В.А. Моцарта, «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, «Прекрасная мельничиха» на музыку Ф. Шуберта. В багаже у актеров – спектакли в Эрмитажном театре, в театре «Зазеркалье», в филармонии и Академической капелле Санкт-Петербурга. Юные вокалисты с успехом давали свои постановки на сценах Юсуповского и Шереметевского дворцов, в Москве и за рубежом. Настоящим смотром мастерства для них стали выступления с профессиональными оркестрами под управлением В. Чернушенко, В. Булахова и
А. Шпьерри (Швейцария).

В том числе и за рубежом успешно выступают ансамбли баянистов и аккордеонистов «Ассорти» и «Гармония», концертный хор «Лад», оркестр «Русь», джаз-оркестр Junior Jazz Band. Музыкантам струнного оркестра «Юные симфонисты Санкт-Петербурга» выпадает честь играть под началом маэстро Гергиева.

…На трогательных кадрах из фильма, подготовленного к конкурсу «50 лучших детских школ искусств», девочка идет по просторным школьным коридорам. Каждый шаг приближает ее к чудесному миру музыки.

На фото концерт в Камерном зале Мариинского театра, солист – преподаватель А. Попов

Фото предоставлено ДШИ № 4

Филимошкина Ирина
31.08.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: