< №3 (130) Март 2015 >
Логотип
ТРАДИЦИЯ

Павел Шмырёв: «МЫ ВЫБИРАЕМ СЛАВЯНСКУЮ СВИРЕЛЬ»

Семейный ансамбль «Весенняя свирель» – популяризатор традиционного славянского инструмента,сегодня почти забытого. О его преимуществах рассказывает глава семьи и основатель коллектива

В одном из интервью вы сетовали, что за рубежом (а вы гастролировали во многих странах Европы, в Камбодже и Вьетнаме) вас слушают внимательнее, чем в России. С чем связан меньший интерес к ансамблю у нас и какова его миссия в России?

– Если говорить о миссии, то это возрождение интереса к славянской свирели в частности и к домашнему музицированию в целом. Конечно, мы понимаем, что свет не сошелся клином на пастушеской свирели. Для нас гораздо важнее возрождение духовного наследия славян. Просто свирель – яркий символ этого наследия. И к тому же несложный инструмент для освоения, даже для детей 6-10 лет. Уже недели через две-три будет заметен прогресс. Скрипка, фортепиано, гобой или блок-флейта требуют гораздо большего времени, чтобы научиться играть даже на среднем уровне. Блокфлейтовый репертуар для 5-6 класса музыкальной школы старший сын Николай легко играл на третий год обучения. Тогда же он стал единственным играющим на свирели участником международного конкурса в Сербии, где уверенно занял первое место в своей возрастной категории, соревнуясь с флейтистами и блокфлейтистами из многих стран. 
Начинать играть на свирели стоит с аутентичной, народной музыки, а затем уже расширять стилевой диапазон. Сейчас для исполнителя на этом инструменте открыты все мировые шедевры, потому что современной свирели в ее хроматическом варианте (благодаря системе Д.Ф. Деминчука) подвластно практически все. Она уместна и в школьной самодеятельности, и в филармоническом концерте, и с гитарой у костра. Кроме того, возможности свирели гораздо разнообразнее, чем, скажем, возможности привычной блокфлейты. В нашем репертуаре есть такие достаточно виртуозные произведения, как «Чардаш» В. Монти, «Шутка» И.С. Баха, «Тико-тико» З. де Абрэу, «Танец с саблями» А. Хачатуряна.
В своих концертах мы показываем не только нашу свирель, но и этнические флейты других стран: латиноамериканскую (кена), кельтскую (вистл), литовскую (лумдзялис) и некоторые другие. Каждый участник «Весенней свирели» – мультиинструменталист, владеющий несколькими инструментами. Сравнивая, мы уверенно говорим: преимущества свирели очевидны, она действительно имеет более широкие возможности. Именно поэтому мы выбираем свирель. Один свирельный мастер совершенно верно заметил, что свирель – единственная в мире хроматическая продольная флейта. Очень жаль, что в российском обиходе она практически забыта. Даже в учебниках по инструментоведению под словом «свирель» подразумевают разные инструменты: кто-то имеет в виду продольную флейту, кто-то – двуствольную, кто-то – многоствольную (флейту Пана). Мы же хотим вернуть народу настоящую славянскую свирель.

– В чем конкретно выражается превосходство свирели над родственными инструментами, в чем, с вашей точки зрения, ее совершенство?

– Возможности каждого инструмента характеризуются, в том числе, широтой диапазона. Если у стандартной блокфлейты типичный диапазон – две октавы, то у свирели – те же две октавы плюс кварта вверх. И это не просто дополнительные звуки, это большая группа произведений, которые нуждаются в более широком диапазоне. Второй момент заключается в том, что современная свирель, в отличие от других этнических флейт – хроматический инструмент, что дает возможность играть в любых ладах и тональностях. Поэтому на свирели можно исполнять музыку всех народов. На ней прекрасно звучат китайская пентатоника, ирландская диатоника, европейская хроматика (например, такое произведение, как «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова). Вся музыкальная литература для блокфлейты, английского вистла или ирландского файфа легко играется на свирели. Конечно, блокфлейта – прекрасный инструмент с точки зрения конструкции. Внутренний канал, который построен в виде конуса, дает чуть большую точность интонирования, но за счет этого тембр блокфлейты чуть гнусавый. Она хорошо зарекомендовала себя в музыке барокко, но не более того. Свирель же имеет ровный цилиндрический канал и не обладает этим гнусавым призвуком, у нее более открытый, более яркий, слегка «шершавый» звук. Она абсолютно органично звучит как в той же барочной музыке, так и в классике, в народной музыке, в современной академической музыке, даже в джазе. Размер игровых отверстий тоже значительно влияет на расширение художественно-выразительных возможностей инструмента: более широкие отверстия позволяют легче использовать глиссандо. Не последнее преимущество – это и расположение свистка. В отличие от блокфлейты, у свирели свисток расположен в нижней части трубки, ближе к подбородку исполнителя. Казалось бы, малозначительная деталь, а между тем это позволяет легко корректировать высоту звука прямо в процессе игры и избегать фальши при игре в ансамбле.

– Расскажите подробнее о современном репертуаре.

– Самый близкий нам по духу современный автор, которого мы исполняем – Олег Куренной. Его сочинения занимают большое место в нашем репертуаре. В их основе традиционная славянская мелодичность, но Куренной обогащает ее усложненными гармониями, отсылающими к музыке импрессионистов. Кроме того, этот композитор является еще и тем мастером, который сделал нам свирели, на которых мы играем. Если говорить вообще о русском репертуаре, а не только о русском современном, то мы много исполняем Николая Ракова. Это композитор, в творчестве которого русская душа проявлена с максимальной глубиной и широтой, и мне кажется, он недооценен. Я играю его музыку на флейте Пана, а моя супруга и моя племянница – на окаринах. 

– Ваш ансамбль выступает в двух ипостасях – как концертирующий коллектив и как обучающий игре на свирели…

– Эти ипостаси взаимосвязанные и взаимодополняющие. Только своей игрой мы можем заинтересовать людей, показать возможности хроматической свирели. И уже потом, когда люди начнут думать, где бы им научиться играть на свирели, они логичным образом придут к нам. У нас всегда есть небольшой запас инструментов и учебных материалов, которые мы даем своим ученикам. Мы учим основам, учим дыханию. Мы будем рады сотрудничеству с музыкальными школами, с педагогами, желающими учить детей игре не свирели. Для опытного духовика освоение основ игры на свирели потребует не более 3 часов.

– В музыкальных школах учат играть на блокфлейте английской или немецкой системы, а родной свирели не пробиться в учебные программы…

– Это действительно очень печально. Безусловно, мы должны знать и понимать величайшее наследие европейской культуры, но не в ущерб же не менее великой культуре русской!

– Есть ли у вас коллеги в регионах, также влюбленные в этот инструмент и его пропагандирующие?

– Есть. К примеру, в городе Тында живет женщина, увлеченная свирелью, но местный мастер делает для нее диатонические инструменты, а их возможности не столь обширны, как у хроматических. Есть еще несколько достойных исполнителей, но они играют для своей аудитории и не пытаются ее расширить, не занимаются педагогической деятельностью.

– Где можно услышать «Весеннюю свирель»? 

– В ближайшие недели – в Подольске, Коломне, Калуге, Москве. Также на сайте sopilkar.ru выкладываются записи выступлений и анонсы концертов.

– Допустим, вы выиграли грант, на что вы направите средства? 

– Смотря какого размера грант. Но если помечтать, то в первую очередь я бы профинансировал перевод на русский язык существующих украинских учебников, посвященных свирели. Во-вторых, организовал бы производство русской свирели: при наличии мастеровых образцов сделать это очень несложно. И, конечно, я бы выкупил эфирное время, – свирели остро необходима качественная реклама. Ведь это великолепный и ансамблевый, и сольный инструмент. Наш ансамбль готов это демонстрировать на любых площадках, чтобы современные композиторы услышали свирель и начали писать для нее музыку!

Строкина Наталья
31.03.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: