< №12 (138) Декабрь 2015 >
Логотип
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧИЛИЩУ ДУХОВОГО ИСКУССТВА – 25 ЛЕТ

Заслуженного артиста России профессора Владимира Лебусова 22 ноября удалось застать на сцене Большого зала Московской консерватории, в день репетиции юбилейного концерта. Ведь директор ГУДИ – художественный руководитель и дирижер Концертного оркестра училища.

– Владимир Григорьевич, традиции училища четверть века назад были заложены инициатором его создания Ремом Муртазовичем Гехтом. Насколько для вас важна преемственность традиций?

– Чрезвычайно важна! За два года целенаправленной работы я старался, прежде всего, добиться того, чтобы высоко поднятая планка подготовки профессиональных музыкантов ничуть не снизилась. Пригласил лучших в Москве – да и, думаю, в России – преподавателей по специализации «Оркестровые духовые и ударные инструменты». Многие хотели бы приехать к нам учиться, но, к сожалению, приток молодых талантливых ребят из регионов по-прежнему сдерживает отсутствие общежития, хотя и приезжают, и поступают, не считаясь ни с чем. Наша система обучения «школа – училище» двухступенчатая, и могу уверенно сказать, что сегодня у нас нет ни одного студента, который бы не был мотивирован на дальнейшее поступление в музыкальный вуз в нашей стране или за рубежом. Мы к этому стремимся, и для осознанной профессиональной ориентации выпускников приглашаем авторитетных преподавателей, заведующих исполнительскими кафедрами вузов, солистов ведущих оркестров России и зарубежья. Держать высочайший уровень подготовки наших выпускников, установленный много лет назад, намерены и впредь.

Есть, конечно, и серьезные проблемы. Рем Муртазович был директором училища 23 года, а я перед назначением на эту должность 13 лет руководил Московской городской музыкальной школой им. В.М. Блажевича, расположенной в том же здании. И он, и я неоднократно обращались к московским властям, чтобы найти новое помещение: в нынешнем и училищу, и музыкальной школе давно тесно. Новые учебные площади позволили бы значительно расширить спектр образовательных программ, помогли бы реализовывать не только учебные, но и методические цели намного интереснее и масштабнее. Искусство игры на духовых инструментах – самая демократичная сфера исполнительской культуры, но без соответствующей базы реализовать проекты, имеющие социальный резонанс, непросто. Классов у нас достаточно, но для эффективного планирования учебного процесса нужно явно больше. Кроме Малого концертного зала, надо признать с довольно хорошей акустикой, нужны большой профессионально оборудованный концертный зал и студия звукозаписи.

Обучающимся в училище совершенно необходим полноценный физкультурно-оздоровительный комплекс, ведь для музыканта-духовика чрезвычайно важен вопрос физической подготовки и здоровья. И это сдерживает развитие нашей образовательной модели.

Мы бы с удовольствием открыли эстрадно-джазовое отделение, за эту идею выступают Игорь Бутман, Александр Осейчук и другие известные российские джазовые музыканты. И главное, сегодня есть очень много детей и даже взрослых, которые хотят этим серьезно заниматься. Нет достаточного количества помещений для занятий. Наше здание – постройка 1936 года с деревянными перекрытиями, и мы постоянно опасаемся, что какая-нибудь система жизнеобеспечения училища даст сбой. Вопросам безопасности и охраны мы, конечно, уделяем внимание, но это же не решение!

– Хорошие духовики и ударники – именно их и готовит ГУДИ – оркестрами востребованы всегда. Но ведь кто-то из выпускников идет и преподавать?

– Конечно, кто-то не сразу поступает в вуз и идет работать в музыкальную школу, но сегодня и в школах востребованы педагоги с высшим музыкальным образованием. Мы нацеливаем своих выпускников на поступление в вузы, и в первую очередь стараемся воспитать из них профессиональных музыкантов-исполнителей, а также, что немаловажно, и хороших оркестровых музыкантов, чем у нас в стране мало кто занимается. Это как в спорте: научили ребенка играть в футбол, а ему ведь хочется играть в команде. Оркестр и есть такая команда, и это давно уже поняли за рубежом: там есть детские школы комплексного оркестрово-ансамблевого коллективного исполнительства.

В наших концертных выступлениях, в поездках по стране, что для молодых музыкантов просто необходимо, рождается коллектив, возникает дружба, стираются социальные, этнические, возрастные различия. Общие впечатления от таких поездок сплачивают, учат взаимодействовать не только в творческом плане, ведь наши музыканты держатся друг за друга, помогают, поддерживают в сложных ситуациях. И один человек может многого добиться, но важно стать не только музыкантом, но и всесторонне развитой личностью, гармоничной частью единого творческого коллектива.

– Как вы считаете, культура духовых оркестров, несколько утраченная в конце XX века, возрождается?

– Надеюсь, что да. Живя в Москве, порой ошибочно начинаешь думать, что столицей музыкальная жизнь и ограничивается. Но это ведь не так! Я был в Белгородской области: там  замечательные  муниципальные духовые оркестры. В одной только Владимирской области, куда с нашим Концертным оркестром мы ездили совсем недавно, насчитывается около 40 детских оркестров – прекрасно укомплектованных хорошими инструментами. Власти искренне заинтересованы в этом – занятия музыкой требуют времени, а значит, предоставленными улице эти дети не будут: за их будущее можно не беспокоиться. Тот, кто приучен с юных лет к труду, прошел в детстве коллективную школу игры в оркестре, работать научился уж точно. Да и мировоззрение этих детей гораздо многограннее и шире. Так что сама практика приобщения их к оркестровой музыке – несомненно, правильная и полезная.

Наше училище находится под опекой Департамента культуры города Москвы, который нам всегда помогает. Например, в насущном вопросе о постоянном обновлении музыкальных инструментов, и не только духовых и ударных. Обучение в музыкальном учебном заведении невозможно представить без классов и концертных залов с хорошими фортепиано. Это совершенно необходимо, чтобы поддерживать конкурентоспособность и на мировом уровне, ведь многие наши дети постоянно участвуют в международных конкурсах. И уверенно заявляют о себе, о своей творческой состоятельности, об эффективности педагогических методик, доказывая, что своих позиций отечественная школа духового исполнительства по-прежнему не сдает.

* * *

Как убедительный творческий отчет большой праздничный концерт подытожил четверть века славной истории училища, которая обрела свою плоть и кровь в торжественных звуках музыки – в том, ради чего сама эта история создавалась, и постоянно вписывала все новые и новые страницы в летопись творческих достижений.

Учащиеся и студенты училища боролись за право быть участниками этого концерта на конкурсной основе, и конкуренция была чрезвычайно высока. Зато слушателям была представлена та высокая планка исполнительского уровня, о которой шла речь в беседе с директором ГУДИ. Звучали музыкальные произведения самых разных жанров, среди которых, естественно, много оригинальных сочинений для духовых и ударных инструментов, переложений для духового оркестра. Концертная программа стала своеобразной палитрой тембровых красок, эпох и стилей.

Под управлением маэстро  В. Лебусова вдохновенно и тонко прозвучала Ave Maria Джулио Каччини с солистами Анной Половинкиной (сопрано) и Алексеем Корнильевым (корнет), «Марш Радецкого» Иоганна Штрауса-отца в составе Концертного оркестра Государственного училища духового искусства, сводного оркестра Московской городской музыкальной школы им. В.М. Блажевича и Детской музыкальной школы им. М.И. Табакова.

Под управлением дирижера Аскара Бисембина Концертный оркестр Государственного училища духового искусства экспрессивно, мощно и темпераментно исполнил «Поганый пляс Кащеева царства» из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского, джазовую композицию Аркадия Шилклопера TornBag, в которой сольные партии на двух альпийских рогах виртуозно сыграли Аркадий Кириченко и сам автор композиции. Альпийский рог для нас, конечно, музыкальная экзотика, и появление двух удивительных духовых инструментов на сцене БЗК вызвало явное любопытство публики.

Младший оркестр Государственного училища духового искусства и его дирижер Марат Акберов смогли увлечь публику яркими трактовками трех оркестровых пьес – «Олимпийских фанфар и Темы» Джона Уильямса, Somewhere из мюзикла «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна и «Дансона» Артуро Маркеса. Под управлением Марата Акберова духовой оркестр выпускников училища разных лет, ныне работающих в самых разных творческих коллективах, с необычайно легкой, прозрачной нюансировкой, филигранной техникой и яркой динамикой исполнил «Праздничную увертюру» Дмитрия Шостаковича.

Добрую улыбку вызвала «Фантазия на тему детских песен» Леонтия Дунаева в исполнении Концертного духового оркестра МГМШ им. В.М. Блажевича и сводного ансамбля блокфлейтистов (дирижер Виктор Луценко). Хор суворовцев Московского военно-музыкального училища (дирижер Михаил Мельник) a cappella исполнил песню Игоря Матвиенко «Выйду ночью в поле с конем». Своим высочайшим исполнительским мастерством поделился Брасс-квинтет Государственного академического Большого театра России – Евгений Гурьев (труба), Алексей Корнильев (труба), Алексей Раев (валторна), Эркин Юсупов (тромбон), Александр Жбанов (туба), исполнив переложения «Арии» из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор Иоганна Себастьяна Баха и «Рондо» Жана-Жозефа Мюре. Интересные эмоциональные краски, настоящую музыкальную чувственность подарила слушателям «Испанская фантазия» выпускника Государственного училища духового  искусства, известного музыканта Льва Слепнера – руководителя ансамбля MarimbaPlus, исполненная автором вместе с Татьяной Шишковой (вокал).

Учащиеся и студенты, выпускники и преподаватели представили также в программе концерта фейерверк камерных ансамблей для духовых и ударных инструментов. Прозвучали произведения Генри Пёрселла, Джона Бека, Габриэля Пьерне, Георга Филиппа Телемана, Рихарда Штрауса, Фридьеша Гидаша, Александра Гедике, Эжена Бозза. Но говорить в прошедшем времени «звучала» о музыке концерта вряд ли правильно, ведь в сердцах слушателей она звучит и сегодня. Бесспорно, вечер духовой музыки, духового искусства оставил в душах гостей праздничного концерта самое яркое и доброе впечатление. Мы благодарны преподавателям, студентам, выпускникам Государственного училища духового искусства за прекрасный юбилейный концерт и желаем им неисчерпаемого вдохновения и новых блестящих творческих побед!

На фото дирижер В. Лебусов

Корябин Игорь
25.12.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 05.03.2017 00:53

А ведь стоит вопрос о закрытии ГУДИ, в планах построить на месте Школу акробатического рок-н-ролла СУПЕР АКТУАЛЬНОЙ ДЛЯ РОССИИ !?

Ответить

Гость | 09.03.2017 02:08

Рок-н-ролл и Россия с ее культурными ценностями? Нонсенс, хотя власть имущим все нипочем

Ответить