< №4 (98) Апрель 2012 >
Логотип

ЮГОРИЯ – 2012

Так называется IV Всероссийский открытый конкурс баянистов и аккордеонистов, проходивший в Сургуте 4 - 9 апреля.

Среди поставленных задач, традиционных для конкурсов вообще, организаторы (а это Министерство культуры Российской Федерации, Департамент культуры ХМАО – Югры, Департамент культуры, молодежной политики и спорта Администрации г. Сургута, Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО – Югры «Сургутский музыкальный колледж») выделяют поиск и создание оригинального репертуара для баяна и аккордеона.

В нынешнем музыкальном соревновании приняли участие около 50 конкурсантов из более чем 20 населенных пунктов России, а также из Казахстана и Великобритании. Конкурсные испытания прошли по трем номинациям: «Солисты – академическое направление», «Солисты – исполнители на электронных музыкальных инструментах» и «Ансамбли». Вторая из трех номинаций, введенная впервые в этом году, открыла новые перспективы для исполнительства на электронных баянах и аккордеонах.

В составе авторитетного жюри работали народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных, композитор Семенов Вячеслав Анатольевич (председатель жюри, Москва); заслуженная артистка РФ, заслуженный деятель культуры ХМАО - Югры, профессор, лауреат международного конкурса Алешина Зинаида Игнатьевна (Ханты-Мансийск); заслуженный учитель РФ Куракин Леонид Николаевич (Москва); лауреат международных конкурсов, директор фабрики аккордеонов «Sсandalli» Патарини Мирко (Кастельфидардо, Италия); профессор Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки, лауреат международных конкурсов Романов Андрей Николаевич (Новосибирск); лауреат международных конкурсов, старший преподаватель РАМ им. Гнесиных Селиванов Александр Владимирович (Москва); заслуженный артист РФ, профессор, заведующий кафедрой баяна и аккордеона Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Шаров Олег Михайлович (Санкт-Петербург); заслуженный артист РФ, преподаватель Ростовской государственной консерватории, почетный профессор Шанхайской консерватории, лауреат международных конкурсов Шишкин Юрий Васильевич (Ростов-на-Дону).

Торжественная церемония открытия конкурса и собственно конкурсные прослушивания прошли в Органном зале Сургутского музыкального колледжа, открытые для широкой публики. Церемония закрытия и заключительный гала-концерт победителей состоялись в Сургутском музыкально-драматическом театре.

Предлагаем вниманию читателей интервью с организаторами и членами жюри конкурса, проведенное главным редактором «Играем с начала» И.А. Евардом.

И.Евард: По чьей инициативе возник конкурс?

Начальник управления культуры департамента молодежной политики и спорта Администрации города Сургута Анна Ивановна Литвин: Идею конкурса озвучили четыре человека: Вячеслав Семенов, я, Леонид Куракин, бывший тогда преподавателем Сургутского музыкального колледжа (он же один из основателей баянной школы в Сургуте) и Ольга Пилецкая (преподаватель Сургутского музыкального колледжа, руководитель Сургутского отделения Международной благотворительной программы «Новые имена»). Мы рассуждали так: раз в Сургуте есть баянная школа, а это подтверждают многочисленные победы на международных и всероссийских конкурсах, то почему бы не организовать здесь конкурс всероссийского значения. Другими словами, конкурс вырос не на пустом месте. Мы обратились в Министерство культуры и Департамент культуры и искусства округа, где получили финансовую поддержку.

И.Евард: Когда задумывался конкурс, он уже был для вас отборочным туром международного кубка мира?

А.И. Литвин: Международным по составу участников конкурс стал только в четвертый раз, то есть в этом году. Благодаря тому, что организовалась Межрегиональная ассоциация баянистов и аккордеонистов, которую возглавил Александр Петросян, а вице-президентами стали Фридрих Липс, Сергей Войтенко и Вячеслав Семенов. И в этом году победитель получил сертификат на участие в чемпионате мира от России (ему оплачивается проезд к месту проведения конкурса).

И.Евард: Как конкурс «Югория» эволюционировал с точки зрения географии и количества участников?

А.И. Литвин: В связи с дорогостоящим проездом до Сургута и высокой планкой судейства мы не рассчитываем на увеличение числа участников. Здесь происходит не количественный, а качественный отбор. У нашего конкурса довольно-таки большой премиальный фонд, и сюда стремятся люди как бы «наверняка». Другими словами, едут изначально очень сильные участники с надеждой на победу, которая сможет возместить затраты. Кроме того, все знают, какое здесь жюри, – это люди, которые представляют баянную школу в регионах.

И.Евард: В нынешнем конкурсе появились участники из ближнего и дальнего зарубежья. Как вы считаете, это признак того, что конкурс приобретет статус международного?

А.И. Литвин: Пока мы объявили конкурс открытым, что не запрещает в нем участвовать представителям других государств. Не хочется присваивать международный статус из-за двух-трех не резидентов. Хотя я не исключаю возможности, что со временем Ассоциация баянистов и аккордеонистов может принять такое решение. На мой взгляд, сейчас гораздо важнее сократить шаг между конкурсами хотя бы до трех лет. Один раз в четыре года – это слишком редко, дети переходят в другую возрастную категорию.

И.Евард: Как в этом году сложилась ситуация с финансированием?

А.И. Литвин: В нынешнем году львиную долю расходов взял на себя Департамент культуры округа – более 2 млн. рублей). Из бюджета города выплачено около 700 тыс. рублей в качестве премий победителям.

И.Евард: Достаточно ли конкурсов аккордеонистов и баянистов в России и какое место среди них занимает «Югория»?

Вячеслав Анатольевич Семенов (председатель жюри): Конкурсов достаточно, однако согласно рейтингу, который мы провели, одно из самых высоких мест занимает «Югория». Критерии такие: художественность, сложность программы, наличие трех туров. К тому же, это единственный конкурс, где в третьем туре играют с оркестром (до 18 лет – с оркестром народных инструментов, старшая возрастная группа – с камерным оркестром).

И.Евард: Как вам работалось в жюри?

В.А. Семенов: Работалось легко, здесь очень компетентное, профессиональное жюри. Обсуждение всегда серьезное и глубокое. Думаю, что у членов жюри совпадают точки зрения на искусство – искусство игры на баяне и аккордеоне.

И.Евард: Что бы вы могли сказать о победителях?

Андрей Николаевич Романов: Победители – эмоциональные, талантливые ребята.

Зинаида Игнатьевна Алешина: Это сильные личности, яркие индивидуальности, демонстрирующие личную интерпретацию.

В.А. Семенов: И виртуозность, раскрытие художественного образа, сложность программы - в конце концов, подлинный артистизм, а также умение выстоять, выдержать и победить. Могу сказать, что все они хорошие музыканты с различным опытом. Самый молодой среди лауреатов в категории «Концертные исполнители» – Виталий Кондратенко, в нем уже чувствуются перспективы. Если сравнить аккордеонистов, которые стали лауреатами – Алексея Нефедова и Александра Веретенникова (концертное исполнительство), они настолько разные! Веретенников отличается своим темпераментом, широкой эмоциональной амплитудой. Нефедов, может быть, менее эмоциональный, но с точки зрения европейца – классический образец качества исполнения. А какой сложнейший репертуар, каждая нотка звучит чисто…

Александр Владимирович Селиванов: Меня поразил десятилетний Петр Яриненко из Краснодара (I премия в младшей категории) – его артикуляция, владение мехом. Он играл «Детскую сюиту» В. Семенова и порадовал отличным штрихом, контролируемой звуковой атакой. Это то, что у ребенка обычно даже не принимается во внимание, так как считается в этом возрасте практически недостижимым! Я думаю, это очень перспективный юный баянист, который параллельно играет и на аккордеоне (на многих конкурсах становился лауреатом и как баянист, и как аккордеонист).

З.И. Алешина: Денис Коптелов из поселка Уренгой – тоже ребенок с какой-то внутренней взрослостью, благородством, изысканным артистизмом. Смело берет взрослый репертуар.

Мирко Патарини: Я бывал в жюри во многих странах и должен сказать, что в целом уровень конкурса очень высокий. В младшей возрастной категории я бы выделил, по крайней мере, четырех исполнителей, обладающих ярким талантом, которые могут вырасти в серьезных исполнителей. И как обычно для России, самая старшая категория (концертные исполнители – ред.) – это самый высокий уровень. Я бы предложил юным исполнителям и молодежи играть не только в моно-ансамблях, то есть 2-3-4 баяна вместе, но и включать в ансамбли любые другие инструменты. Это может стать мотивацией приезжать сюда и для других инструменталистов.

И.Евард: Как часто нужно выступать в подобных сложных конкурсах?

Олег Михайлович Шаров: Если человек может играть, он должен играть.

Леонид Николаевич Куракин: Нужно выступать всегда.

Юрий Васильевич Шишкин: Здесь трудно сказать. Мне Вячеслав Анатольевич (Семенов – ред.) не советовал часто играть на конкурсах и рекомендовал удерживать себя в позиции роста, не растрачивая. Конкурс – это все-таки, скорее, состязательные мероприятия, чем музыкальные, и получив вкус к тому, чтобы все время оставаться на плаву лауреата, получающего славу, премии, молодые люди не углубляются в музыкальные истины, а остаются на своем уровне. Я бы не сказал, что готов пойти на концерт тех лауреатов, которые чаще всех ездят на конкурсы и получают первые места. Для меня достаточно было играть один раз в полгода, раз в год. Я знаю одного исполнителя из Белоруссии, он лауреат почти 30 конкурсов, но вот на его концерт я бы пошел.

И.Евард: В чем особенность репертуара для баяна и для аккордеона?

Ю.В. Шишкин: Грани в репертуаре почти стерты. На Западе давно уже нет разделения на клавиши и кнопки. У нас почему-то считается, что аккордеонистов сильно обидела советская власть, что этот инструмент считали буржуазным, но вопросы идеологии сейчас не актуальны.

И.Евард: Как мне показалось, играя современную музыку, многие дети ее не понимают. И на переменках некоторые мне признавались в этом. Как вы считаете, правильно ли включать в репертуар таких детей произведения современных авторов?

З.И. Алешина: Это зависит от педагога, который может или не может объяснить смысл музыки и заинтересовать. Если ребенок не понимает пьесу, значит, ее не нужно играть, значит, он не дорос еще.

В.А. Семенов: Дело в том, что если мы ограничимся обработками и пьесами советского периода, то закроем себе двери в Европу. В Европе играют в основном современную музыку. Наши ребята сначала ее отторгают, но потом, смотришь, сами находят интересные произведения.

Конкурс «Югория» призван решить ряд задач: способствовать развитию творчества молодых исполнителей, совершенствованию их профессионального мастерства, выявлению наиболее одаренных и перспективных исполнителей, сохранению и приумножению традиций русской школы игры на народных инструментах, поиску и созданию оригинального репертуара для баяна и аккордеона. Думается, новые лауреаты конкурса уже доказали и докажут еще своими будущими успехами, что «Югории» по плечу решение самых серьезных задач!

Строкина Наталья
12.04.2012


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: