< №4 (164) Апрель 2018
Логотип

БРАВИССИМО, ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ!

Преподаватель музыкальной школы прежде всего должен быть профессиональным исполнителем: этой традиции уже более 70 лет следует коллектив екатеринбургской ДМШ № 3 имени Д.Д. Шостаковича, подтверждая ее актуальность достижениями сегодняшнего дня

Основная миссия преподавателя – обучать детей, которые пришли к нему в класс. Именно педагог становится для ученика и проводником в мире искусства, и примером для подражания, и главным мотиватором в выборе будущей профессии. Это – традиционная формула успеха. Но ее эффективность повышается в разы, если преподаватель сам является действующим исполнителем (многолетняя практика русской и советской музыкальной исполнительской школы с ее известными на весь мир именами учителей и учеников – тому подтверждение).

«В нашей школе профессиональный уровень был высок на протяжении всей ее истории, – рассказывает директор ДМШ № 3 им. Д.Д. Шостаковича Елена Валерьевна Усанова. – С первых послевоенных дней (школа основана 5 июля 1945 года), когда страна еще находилась в руинах, к работе были привлечены профессорско-преподавательский состав Свердловской консерватории, эвакуированные столичные музыканты. Но и спустя более 70 лет мы по-прежнему считаем: главное, чтобы потенциальный преподаватель получил консерваторское образование как исполнитель. Если он грамотный музыкант и хочет работать с детьми, вначале поможет интуиция, а потом, на основе приобретенного опыта, сформируются необходимые педагогические компетенции. Чтобы поддерживать высокий уровень исполнительской культуры, в разные периоды в школу привлекались совместители – артисты Уральского филармонического оркестра, музыканты оперного театра. Эти люди каждый день исполняют «живую» музыку, соответственно, живут в иной плоскости, чем обычные преподаватели, у которых в рамках учебных задач взгляд «замыливается». Вот и в школьную жизнь такие совместители привносят некую творческую искру, не давая педагогическому коллективу ограничивать свою деятельность только лишь проблемами преподавания. Ведь мы так долго ставим ручки ребенку, пытаемся научить его извлекать из инструмента «живые» нотки, что иногда можем и забыть о главной своей задаче – воспитать настоящего ценителя музыки».

Вот так, постоянно обретаясь в атмосфере профессионально исполняемой музыки, «духом творчества» проникся весь школьный коллектив. Весомые результаты преподаватели показывают не только в рамках конкурсов педагогического мастерства (30 педагогов из 42 являются их лауреатами), но и на уровне профессиональных исполнительских конкурсов со сложными концертными программами. И это неудивительно: здесь почти у каждого – дипломы Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки, Челябинского высшего музыкального училища им. П.И. Чайковского, Челябинской государственной академии культуры и искусства. Высокий профессиональный статус школы по разным специализациям поддерживают 34 выпускника и аспиранты Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского – для многих именно она стала alma mater.

Играют все: и смелая, амбициозная молодежь (что вполне естественно при наличии исполнительских навыков и логичного желания самоутвердиться), и среднее поколение в расцвете исполнительской формы, и заслуженные обладатели профессионального опыта со стажем 40-50 лет, которые не только участвуют в престижных конкурсах, но и побеждают в них. «Мы привыкли к победам наших преподавателей, – констатирует Е. В. Усанова, – но в последнее время у нас есть просто «запредельные» результаты. Именно о них хочется рассказать».

ПОКОЛЕНИЕ NEXT

Всероссийский музыкальный конкурс – одно из самых значимых событий в культурной жизни страны – был учрежден в марте 2010 года Правительством и Министерством культуры РФ с целью поддержки молодых музыкантов во всех российских регионах, сохранения и развития лучших традиций отечественного исполнительского искусства. Задуманный как преемник Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, основанного в 1933 году и просуществовавшего более полувека, сегодня, в современных условиях, новый конкурс призван возродить традиции своего легендарного «предшественника». Музыканты, блиставшие на нем, стали гордостью национальной и мировой культуры – Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Владимир Атлантов, Елена Образцова, Евгений Мравинский, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев и многие другие знаменитости.

В 2014–2017 гг. конкурс состоялся уже во второй раз. Его авторитетность и престиж вне сомнений, в жюри – выдающиеся музыканты. В творческих состязаниях исполнителей на народных инструментах судейство возглавили народный артист России, профессор, заведующий кафедрой баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных Фридрих Липс и народный артист России, профессор кафедры струнных народных инструментов РАМ им. Гнесиных Александр Цыганков. Именно в этих двух номинациях, после длительного регионального марафона, в числе всего лишь пяти финалистов, отобранных по всей России, блистали молодые преподаватели ДМШ № 3 им. Д.Д. Шостаковича.

Талантливый аккордеонист Данил Алексеевич Шаравьев – магистрант Уральской государственной консерватории, обладатель Гран-при и лауреат международных конкурсов в Австрии, Польше, Венгрии, Болгарии. В России география его побед охватывает Москву, Новосибирск, Пермь, Челябинск, Курган, Уфу и многие другие города. На этот раз Данил Алексеевич в напряженной борьбе сумел дойти до третьего тура, достойно показав на столичной сцене свое мастерство, и был удостоен почетного Диплома финалиста.

А успех выпускницы класса домры и ассистентуры Уральской консерватории Александры Александровны Пильниковой, без преувеличения, можно назвать феноменальным. Ее блистательное участие во II Всероссийском музыкальном конкурсе в составе дуэта домр АdLibitum с екатеринбурженкой Натальей Насировой было оценено Дипломом лауреата II степени. Руководитель школьного оркестра народных инструментов «Балалаечка» и заместитель директора по учебно-воспитательной работе, яркая исполнительница-солистка, она уже не раз одерживала победы. В копилке достижений – Гран-при областного исполнительского конкурса «Грани мастерства», победа в Международном конкурсе-фестивале Viva Music и Всероссийском – «Путь к совершенству» (I премия).

По словам членов жюри, нынешние победители войдут не только в историю конкурса, но и всей российской культуры. Историю, написанную «золотыми буквами» выдающимися музыкантами прошлых поколений.

И – немного о личном... У Александры есть счастливый талисман: она уверена, что добивается успеха благодаря очаровательной годовалой дочурке. Малышку зовут Виктория, а значит, впереди у мамы еще много новых важных побед.

«ДИРЕКТОР – ОТЛИЧНАЯ ДОЛЖНОСТЬ, ЧТОБЫ ПОПЕТЬ!»

18 октября 2017-го в Центре культуры «Урал» в рамках абонемента профессионального музыкального искусства «Брависсимо» состоялся концерт-презентация детских школ искусств Кировского района г. Екатеринбурга. Бесспорной «изюминкой» вечера стало выступление вокального ансамбля директоров ДШИ, вдохновенно исполнившего сочинение Павла Чеснокова «Горними тихо летела душа небесами». Вокальный квинтет составили Гончарова О.М. (ДМШ № 13 им. И.О. Дунаевского), Малахова О.А.  (ДХорШ № 1), Фаворская И.Р. (ЕДШИ № 2), Вьюхина Ю.А. (ЕДШИ им. Н.А. Римского-Корсакова), Усанова Е.В. (ДМШ № 3 им. Д.Д. Шостаковича). Елена Валерьевна и была автором идеи этого необычного творческого проекта (а их этой дружной пятеркой было воплощено уже немало!). На этот раз «пять муз» решили вместе – попеть. Целью было не менять привычную роль руководителя на артистическую легкость и гастрольную романтику, а внести свою лепту – «влиться» в школьный творческий процесс. Вдохновил первый успех на областном конкурсе преподавателей «Грани мастерства» сезона 2016-2017, за ним пришли еще две победы: Гран-при на Всероссийском конкурсе исполнительского мастерства преподавателей ДШИ в Вологде «Путь к совершенству» и на Международном конкурсе Vivamusic! в Казани (звание лауреата I степени).

По словам Елены Усановой, «очень приятно, что в череде административных задач мы нашли время для творческой самореализации, для каждодневных репетиций». Разносторонняя личность, умелый организатор и креативный теоретик-музыковед, Елена Валерьевна признается, что любит «поднимать какие-либо мероприятия «под ключ». На этот раз – новая грань творчества, на сей раз коллективного, объединившего усилия, талант, трудолюбие и креативные устремления пяти равных партнеров. И вновь – успех! Джаз и классика, фольклор и духовная музыка, исполнение с аккомпанементом и a cappella, вдохновенный поиск репертуара и собственного стиля, а главное, стремление к качеству исполнения: уже накоплен материал на целое отделение. Так что «не за горами» собственный сольный концерт.

«ТВОРИТЕ, ЕСЛИ ХОТИТЕ»

«Пафос моей идеи состоит не только в том, что творчество – это радость, необходимое и приятное психологическое состояние в наше непростое время, – резюмирует Елена Валерьевна. – На примере достижений нашей школы я хочу «послать в космос» мысль о том, что нет ничего невозможного. Если хотите творить – не бойтесь, творите. Кто стоит на месте, тот не идет вперед. Нужно иметь свое дело, которое ты любишь и можешь явить миру, вкладываться в него сполна. И результат – обязательно будет».

На снимках: Ансамбль директоров; А. Пильникова и Д. Шаравьев (педагогический капустник)

Филимошкина Ирина
30.04.2018


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: