< №9 (157) Сентябрь 2017
Логотип
ДАТА

90 ЛЕТ НЕИЗМЕННОЙ ЛЮБВИ

Большим концертом отметил 90-­летний юбилей старейший музыкальный коллектив Новосибирска – Русский академический оркестр

Созданный небольшой группой музыкантов-любителей при первой Сибирской радиовещательной компании, он постепенно набирал творческую силу, расширялся и по числу музыкантов и по репертуару, профессионализировался и достиг максимально возможной вершины на своем поприще – получил звание академического (для справки: в России всего четыре оркестра народных инструментов имеют такой же статус). Многие десятилетия музыка в исполнении этого коллектива постоянно звучала в эфире радио, позже – телевидения, выступали музыканты и на сценических площадках, а в 2005 году и вовсе перешли «под крыло» Новосибирской государственной филармонии. За эти годы они сформировали свою публику, чрезвычайно широкую и столь же благодарную. Юбилейный концерт стал очередным тому подтверждением – полный зал, овации, крики «браво!», море цветов и подарков…

Уже более 40 лет коллектив возглавляет народный артист России Владимир Гусев, он открывал концерт, дирижировал рядом сочинений, за пульт вставали также его молодой коллега Рустам Дильмухамедов и гости: Дуйсен Укибай из Казахстана и Владимир Попов из Санкт-Петербурга.

В первом отделении прозвучала классика – симфоническая музыка, переложенная для народного оркестра. Его открыла увертюра к «Руслану и Людмиле», сыгранная в сдержанно-академической манере. Звездой этой части концерта ожидаемо стал виолончелист Борис Андрианов: он исполнил «Вариации на тему рококо». С новосибирским русским оркестром постоянно выступают крупные отечественные академические музыканты – в частности, названное популярное сочинение Чайковского первым с ним сыграл еще Даниил Шафран. Андрианов исполнил «Вариации…» с необходимой изысканностью, тонко проработанной нюансировкой – технически безупречно и одновременно эмоционально захватывающе.

Завершилось первое отделение «Румынской рапсодией № 1» Д. Энеску – в переложении для оркестра русских народных инструментов в Новосибирске она исполнялась впервые (подобных премьер для города на концерте было достаточно). Довольно масштабная, тематически насыщенная фантазия, воспроизводящая жанровые и стилистические комплексы румынского музыкального фольклора, полная звукоизобразительных и звукоподражательных элементов, была сыграна виртуозно, с подобающим блеском и точной передачей этнического колорита музыки. Однако при всем желании музыкантов исполнять сочинения академических жанров и аранжировки классики, при самом высоком профессионализме исполнителей, притом что в ряде случаев тембровое обновление бывает выигрышным и ярким, заставляет нас отрешиться от стереотипов восприятия, – все же переложенная для балалаек, домр и гуслей классика чаще всего теряет некоторые очень сущностные качества. Я предпочитаю слушать в исполнении оркестра народных инструментов либо народную музыку, либо специально для него созданную. Полагаю, не я одна, так как именно второе отделение, составленное как раз из таких сочинений, вызвало самую восторженную реакцию публики.

Эта часть концерта действительно была замечательной. Открылась она выступлением гостей. Оркестр из Казахстана эффектно исполнил драматическую поэму «Махамбет» Н. Тлендиева, а солистка на кобызе А. Аужанова в дуэте с домристкой А. Кириленко блистательно-виртуозно сыграли «Интродукцию и чардаш» А. Цыганкова, при этом оба глубоко национальных инструмента самым тесным образом соединились с венгерским стилем вербункош – так, что звучание кобыза было не отличить от скрипичного. А. Кириленко, с ее артистизмом и азартной исполнительской манерой, стала «изюминкой» второго отделения. Она еще раз выступила в дуэте – с исполнительницей на альтовой домре Я. Чардынцевой. Солистки сыграли забавную джазовую пьесу С. Боганова «Мой каприс» – увлекательно и стилистически точно.

Контрастными сочинениями – элегическим Вальсом из сюиты «Темные аллеи» В. Беляева и зажигательным «Парафразом на цыганские темы» В. Лямкина – элегантно продирижировал В. Попов, тесно связанный с новосибирской музыкальной культурой (учебой у «гения места», знаменитого А.М. Каца, и сотрудничеством с оркестром народных инструментов). Исполнение «Фантазии на темы Н. Роты» П. Омельченко, в которой трепетно-лирические темы «кинематографично» сменялись озорными, а затем – щемяще грустными, показало, что звучание русских струнных щипковых вполне подходит и итальянской музыке. Кинематограф был представлен также в очень симпатичной «Маленькой сюите» В. Лямкина на темы Ч. Чаплина. Ярко выступила с оркестром постоянная участница его концертов, солистка Новосибирской оперы И. Новикова. Она спела разные по стилю и по исполнительской манере песни И. Крутого и Л. Ардити, пленяя публику чарующим голосом и броской сценической внешностью.

Естественно, свое место в концерте заняли обработки русских народных песен: «Коробейники» А. Данилова и «Боярыня-барыня» А. Белорукова. В этих номерах солировали балалаечники Д. Жердев, А. Гуревич, В. Шелепов, настоящие виртуозы, темпераментные и артистичные музыканты. Завершилось юбилейное торжество на приподнятой ноте – «Русским маршем» В. Андреева: исполнить его вместе с оркестром пожелали все участники концерта.

На фото В. Гусев

Фото Вячеслава Вождаева

Яськевич Ирина
30.06.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: