< №4 (164) Апрель 2018 >
Логотип
ШКОЛЬНЫЕ НОУ-ХАУ

НАГРАДА – ВСЕМ

Конкурс по четырем номинациям, Круглый стол, выставка и концерты в престижных залах города – все это составляющие VII Открытого фестиваля искусств им. М.И. Глинки, который был организован с 25 марта по 1 апреля санкт­-петербургской ДШИ, носящей то же имя

Первый фестиваль был скромным школьным мероприятием, имевшим целью объединить в одном общем деле учеников четырех отделений ДШИ – музыкального, художественного, театрального и хореографического. Но спустя год, в 2006-м, школе присвоили имя Михаила Ивановича Глинки, и это событие стало импульсом к развитию фестиваля. Свойственная творчеству великого композитора синергия как особый вид взаимодействия разных видов искусств легла в основу его концепции. Появился масштаб: в этом году фестиваль собрал уже полторы сотни участников из 29 музыкальных школ и школ искусств шести городов, включая Москву, в жюри представительствуют известные петербургские композиторы, артисты, преподаватели консерватории. Наконец, он наполнился новым содержанием, и это содержание – не застывшая схема, а постоянно совершенствующаяся система.

Я – СОЛИСТ?.. Я – КОНЦЕРТМЕЙСТЕР!

Центральное событие фестиваля – конкурс. Благодаря поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга он, в отличие от многих других, проходит без вступительных взносов. До нынешнего года в нем было три номинации – «Юный вокалист», «Юный композитор», «Художественное слово». В этом году появилась четвертая – концертмейстерская.

Сомнения у организаторов были: получится ли? наберется ли нужное количество желающих испытать себя в этом непростом виде музыкального искусства? Но сомнения оказались напрасными. В новой номинации приняли участие около тридцати пианистов, и этот опыт показался интересным многим.

Первый, отборочный, тур школы-участницы проводили у себя дома. Во втором юные музыканты состязались в концертмейстерском мастерстве, исполняя подготовленную программу уже на фестивале в Санкт-Петербурге. В третьем они показывали уровень владения навыками чтения с листа и самостоятельной работы, столь необходимыми в работе концертмейстера. Этот тур оказался и самым сложным, и самым интересным. Конкурсанты помладше получали ноты непосредственно перед выступлением, и у них было всего десять минут, чтобы просмотреть «текст», договориться с солистом (вокалистом или инструменталистом) о нюансах исполнения, и – без единой репетиции на сцену! Конкурсанты в старшей возрастной группе получали произведения посложнее. Их партнерами по выступлению были солисты-профессионалы, и время подготовки увеличивалось до академического часа. В том, как проходило это испытание, оказалось немало неожиданностей и для самих участников, и для жюри. Те, кто на «отлично» отыграл во втором туре, вдруг стушевался в третьем, и наоборот – не сумевшие блеснуть в заранее подготовленной программе в «экстремальных» условиях оказались на высоте.

«Было чрезвычайно интересно наблюдать, как благодаря новым художественным задачам по-новому раскрываются дети, – говорит член жюри конкурса концертмейстеров, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Марина Вениаминовна Смирнова. – Мы были приятно удивлены и мастерством, которое показали юные конкурсанты (можно только порадоваться столь высокому уровню преподавания в наших школах искусств), и тем, как умело был организован сам конкурс: прекрасные помещения, выверенное расписание, творческая атмосфера… Мне кажется, в «глинкинской» школе уловили актуальную тенденцию, за которой будущее. Концертмейстерскую номинацию надо вводить и в других конкурсах для пианистов».

ВМЕСТЕ ЛЕГЧЕ СОХРАНИТЬ

Еще в 2016 году санкт-петербургская ДШИ и творческие школы из других городов, носящие имя М.И. Глинки, объединились в Содружество. Сегодня в него входит девять учебных заведений, в том числе из Калининграда, Самары, Смоленска, Екатеринбурга, Десногорска, Всеволожска, Ельни, Рославля. Их представители встретились на фестивале за Круглым столом, чтобы поговорить о важных для содружества проблемах и планах.

«Мы обсуждали, в частности, то, как влияет творческое наследие композитора на развитие школ, названных его именем, – рассказывает директор ДШИ им. М.И. Глинки Алла Владленовна Никитина. – Этот вопрос актуален не только для «глинкинских» учебных заведений, но и для других, например тех, которые входят в Содружество «балакиревских» школ. Что касается нас, то мы видим общие тенденции в нашем развитии и ищем точки соприкосновения, чтобы выстроить совместную работу. Она основывается на репертуаре из сочинений Михаила Ивановича Глинки, что для нас принципиально важно: в них наши национальные истоки.

В частности, за Круглым столом обсуждался общий репертуар на 2019-2020-й годы. Проживая в разных городах, мы разучиваем одни и те же произведения, а потом исполняем их сводными оркестрами и сводными хорами на различных концертных площадках. Планируем совместные фестивали и конференции, потому что каждая такая встреча – это еще один шаг к выполнению нашей главной задачи, заключающейся в сохранении наследия композитора, и шаг к единению образовательных учреждений, носящих имя Глинки. То и другое связано – ведь вместе решать задачи легче».

ЕЩЕ РАЗ О СИНЕРГИИ

Это не просто сумма слагаемых, это синтез, в данном случае – разных видов искусства, рождающий в итоге единую художественную субстанцию, которая оказывает на человека большее воздействие, нежели посещение единичного концерта или выставки. Синергия – глубинная основа творений Глинки, богатых красками, пронизанных танцевальными ритмами, напитанных драматизмом, свойственным театру. И она – это то, к чему стремится петербургская ДШИ как в своей повседневной образовательной деятельности, так и в организации своего фестиваля.

Когда-то в ее стенах в рамках фестиваля Глинки родилось состязание под названием «Симфония цвета», в ходе которого учащиеся художественных отделений школ искусств слушали и рисовали музыку. В 2014-м «Симфония цвета» превратилась в самостоятельный международный конкурс. Живописные и графические работы победителей последнего на темы «Музыка моего края», «Былины и сказания», «Музыкальный образ России» были представлены в рамках нынешнего фестиваля в городской галерее «Мастер». Выбор тем неслучаен. Русское искусство, особый, углубленный интерес к истории культуры Отечества – альфа и омега программ фестиваля Глинки. Нашло это свое отображение и в пяти его концертах с участием юных музыкантов и профессионалов.

Каждый концерт прошел на «своей» площадке, в их числе – Музей-усадьба Г.Р. Державина на Набережной Фонтанки, Зал Прокофьева (Мариинский-2), Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга… Любой конкурсант мечтает о заслуженной награде. Организаторы VII Открытого фестиваля искусств им. М.И. Глинки позаботились о том, чтобы награду получили все. Уникальная возможность выступить в лучших петербургских залах именно такой и стала.

На снимке: Участники Круглого стола «Роль творческого наследия М.И. Глинки в формировании личности учащихся ДШИ»

Шохова Татьяна, Васильева Ольга
30.04.2018


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: