< №11 (159) Ноябрь 2017
Логотип
ЖИЗНЬ ШКОЛЫ

ЮБИЛЕЙ ДЛЯ ШКОЛЫ С ОРКЕСТРОМ

Увертюрой к празднованию 120-летия Детской музыкальной школы им. Гнесиных стал «Концерт для детей с оркестром», который по традиции прошел в Большом зале Московской консерватории 25 октября

Отчетные концерты – необходимый атрибут любой музыкальной школы, ведь исполнители в полной мере осознают собственные достижения, только играя перед публикой. Но не каждая школа своим лучшим воспитанникам предоставляет возможность выступить на главной академической сцене Москвы. МГДМШ им. Гнесиных такие концерты проводит уже около 20 лет.

Большая концертная программа из произведений Грига, Чайковского, Моцарта, Гайдна, Крейслера (на тему, заимствованную у Пуньяни), Вебера, Перголези, Рахманинова и других композиторов была исполнена учащимися от 7 до 14 лет – солистами и участниками ансамбля виолончелистов младших классов и концертного хора школы «Московские колокольчики».

Выйти на прославленную сцену – событие огромной важности, и в Гнесинке к организации проекта подходят невероятно серьезно, максимально приближая происходящее к формату академического гала. Здесь все по-взрослому: и исполняемые сочинения в сопровождении профессионального коллектива – Московского камерного оркестра им. Гнесиных, созданного в 1991 г. на базе школы, и полный зал слушателей, и цветы и аплодисменты, которыми щедро одаривают успешных артистов.

Программу прошедшего концерта составили 12 номеров. После сочинений, потребовавших от слушателей внимания и концентрации (финал ре-мажорного концерта Гайдна в исполнении второклассника Петра Акулова, I часть ре-минорного (№ 20) концерта Моцарта с солирующим пятиклассником Федором Куяновым), следовали эффектные миниатюры, одной из которых завершилось первое отделение. Майя Журютина (7 кл.) и Никита Слепнер (4 кл.) так зажигательно сыграли концертную фантазию Лукьянова на темы из оперы «Кармен» на двух ксилофонах в сопровождении оркестра, что публика просто не отпустила ребят без биса. Во втором отделении играли уже старшеклассники, каждый из которых исполнил часть инструментального концерта. Кульминаций стал Второй фортепианный концерт Рахманинова (I часть), солировал в котором учащийся восьмого класса Федор Коссый.

За каждым концертным номером в несколько минут стоит огромная работа не только юного исполнителя, но и его педагога, дирижера, оркестра – всего коллектива. О том, какую роль в жизни школы играет концертная деятельность, о предстоящих торжествах, о проблемах и надеждах гнесинцев рассказал основатель, художественный руководитель и дирижер Московского камерного оркестра им. Гнесиных, заслуженный деятель искусств РФ, директор МГДМШ им. Гнесиных Андрей Подгорный.

– Андрей Петрович, ежегодный концерт ваших учащихся в консерватории – наверное, самый крупный проект школы?

– Я бы сказал, это видимая миру верхушка айсберга – той повседневной жизни, которой живет школа. Ведь чтобы пробиться на эту сцену, и дети, и педагоги должны очень серьезно поработать, зарекомендовать себя на других наших мероприятиях. Всего в год мы проводим порядка 150 концертов самого разного уровня и для разнообразной аудитории – от детских садов до академии наук. Хочу подчеркнуть, что мы никогда не ставили своей целью сделать как можно больше концертов ради рекламы или коммерческого интереса. Концерт – это венец учебного процесса. Исходя из этого, мы стараемся большинство наших учеников охватить этой деятельностью. Выступления в детском саду – для начинающих и тех, чей уровень пока не столь совершенен, а Большой зал консерватории – для самых лучших.

Таким образом, выстраивается стройная система, в которой ребенок осознает, ради какой цели он тратит столько сил и времени. К ней он и идет, последовательно преодолевая одну ступеньку за другой. Причем в многочисленных концертах выступают не только солисты: каждый год в больших залах проходят премьеры спектаклей отдела музыкального театра, а шесть (!) хоров школы представляют на суд публике несколько хоровых программ, и один из лучших в Москве – наш детский духовой оркестр принимает участие в самых ответственных столичных программах, включая шоу «Спасская башня».

Тем самым мы решаем сразу несколько задач, но главная из них – воспитание личности. Ведь когда ребенок выходит на сцену – неважно, в качестве ли солиста или как участник ансамбля или хора, – он испытывает совершенно фантастические эмоции. Когда ему хлопают, дарят цветы, он понимает, что находит отклик в других людях, что способен сделать что-то особенное. Это моменты счастья и сильнейшей мотивации! Ну и, конечно, участие детей в концертах решает и профессиональные задачи. Десятки наших воспитанников определились с профессиональным будущим, имея возможность выступать в этом храме искусства…

– На юбилейный год запланированы какие­то особенные концерты, гастроли?

– Уже забронировали БЗК на 4 апреля 2015 г. – будем отмечать юбилей масштабным гала. Планируем сделать и большой проект наших учеников – сегодняшних и прошлых лет, которые стали лауреатами конкурсов, нашли свой путь в профессии. Круглой дате будет посвящено пять абонементных концертов Московского камерного оркестра им. Гнесиных, которые с декабря по апрель пройдут в Фольклорном центре п/у Людмилы Рюминой под общей рубрикой «Начало». В этот год нам хотелось бы еще более укрепить всемирную известность гнесинского имени, поэтому в планах есть поездки по России и за рубеж. Цель – показать наших учеников с оркестром и на их примере продемонстрировать результат работы образовательной системы, которая 120 лет назад была основана семьей Гнесиных.

– В последнее время появилась стойкая тенденция к слиянию образовательных учреждений. О том, чтобы объединить две части Гнесинского «комбината» – детскую музыкальную и среднюю специальную школы – говорят уже давно. Как вы относитесь к этой идее?

– Это больная тема. Действительно, есть сторонники объединения, но я все же считаю, что механического музыкального «коллажа» допускать нельзя. У наших школ абсолютно разные задачи и системы воспитания, и объединение приведет к необратимым изменениям. Уже не первый год мы живем в тревожном ожидании, но надеемся, что окончательное решение будет выверенным и не нанесет вреда. Подобного рода «новации» периодически появлялись и ранее, однако еще Елена Фабиановна говорила о неэффективности авторитарного слияния двух родственных ветвей гнесинского детища. Уж если и объединять с кем-либо нашу школу, то, скорее, с подобными музыкальными школами ЗАО г. Москвы. Наша школа – это общедоступная школа-семилетка, в которую мы принимаем детей с разными способностями: в каждом из них школа воспитывает полезные в любой профессии навыки. Нередко к 5-му и даже к 6 классу происходит прорыв, в результате которого учащиеся уже не мыслят себя вне музыки, то есть к профессии музыканта они приходят сознательным путем.

– Юбилей – время и подводить итоги, и строить планы. Много ли у школы проблем, которые необходимо решить в ближайшее время?

– Проблем, конечно, много. В нашем родном здании идет ремонт, меняют перекрытия. Сегодня процесс обучения идет во временном помещении, пришлось потесниться, некоторые рояли стоят на боку в подвале и ждут новоселья. Подводит и материальная база – нет необходимого количества техники. Мы располагаем только одним роялем Steinway, а нужно как минимум два. Подарок к юбилею в виде гранта мы получили от городского департамента культуры. Грант предполагает, что у нас будет еще больше концертов, финансовых проблем он, к сожалению, не решает. Но мы не теряем оптимизма, потому что видим результаты. Когда концерт в Московской консерватории, к которому мы усиленно и долго готовились, проходит успешно, когда видишь улыбающиеся детские лица, испытываешь настоящее счастье.

Почему именно музыкальная школа или школа искусств оказывает столь сильное воздействие на ребенка? Потому что здесь самое большое количество индивидуальных занятий. Это очень дорогое обучение, причем без финансовой поддержки правительства существование самой системы школ искусств было бы невозможным. (По этой причине в Европе от такого дорогостоящего образования просто отказываются.) Не каждый родитель может отложить все свои дела, отвлечься от телевизора, планшета и на несколько часов направить внимание исключительно на ребенка. У нас же педагог занимается с учеником один на один как минимум два часа в неделю. И при этом говорит не только о синкопах и динамике, но занимается всесторонним воспитанием своего ученика, в том числе и нравственным, эстетическим. Результаты такой работы очевидны всем. 

Абраменко Алена
26.11.2014


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: