< №11 (159) Ноябрь 2017
Логотип
ЖИЗНЬ КОЛЛЕДЖА

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ

Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского – старейшая образовательная организация в центре Западной Сибири

Сургут ведет историю с 1594 г., когда маленькая крепость на правом берегу Оби подчинялась лишь одной цели – выживанию и освоению территории. В XVII веке поселение стало местом ссылки политзаключенных, и этот статус сохраняло вплоть до середины прошлого столетия, оставаясь малонаселенным, с пестрым людом. Старожилы еще помнят Сургут, в котором не было ни храма, ни каменных домов, ни широких освещенных улиц. Перед Великой Отечественной войной в этих суровых местах проживало несколько тысяч жителей, работала лишь одна на всю округу школа.

Сегодня город Сургут – административный и культурный центр региона – может гордиться несколькими десятками школ и средними специальными учебными заведениями. И среди них есть одно, уникальность и особую миссию которого отражает его современное название.

ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Единая музыкальная школа I ступени открылась в 1921 г. В том же году в Сургут приехал Аркадий Степанович Знаменский с супругой Анной Андреевной. Образованнейший человек, ученый – историк-краевед, физик, пианист и композитор, Знаменский вырос в семье учителей и общественно-культурных деятелей и собственную жизнь посвятил просветительству. С приездом нового преподавателя фортепиано школьная жизнь преобразилась. В дальнейшем повзрослевшие ученики стали выдающимися людьми: географ Г.И. Бардин, писатель В.К. Белобородов, конструктор атомных подводных лодок К.А. Ландграф, востоковед П.А. Грязневич, биолог Ю.Е. Конев, художник Г.С. Райшев.

Музыкальная школа с ее регулярными концертами, художественными выставками-конкурсами, пушкинскими и некрасовскими вечерами, выступлениями большого хора и стала прообразом той образовательно-воспитательной системы, которая на современном уровне реализовалась в учебных, воспитательных, научных и просветительских программах Колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского.

Современный облик колледж обретал постепенно. В 1993 г. приказом по городскому управлению культуры Детская музыкальная школа № 1 – основанная в 1958-м и носящая имя Знаменского – была реорганизована в муниципальное образовательное учреждение: «Среднюю экспериментальную специализированную школу русской культуры». Идея состояла в том, чтобы дополнительное образование, в сфере которого ДМШ № 1 добилась серьезных успехов, сделать основой общего среднего образования через приобщение к национальной русской культуре.

В июле 2000-го на основании приказа департамента культуры, молодежной политики и спорта администрации г. Сургута школа была реорганизована в МОУ «Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского». С этого момента началось активное развитие, увенчавшееся открытием отделений и введением новых форм обучения. В 2006 г. колледж получил статус государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а в 2007-м успешно прошел аттестацию и государственную аккредитацию.

Это многофункциональный и многопрофильный учебный комплекс, включающий в себя полный цикл среднего общего и среднего специального образования по специальностям «Инструментальное исполнительство» (фортепиано, оркестровые струнные и оркестровые духовые инструменты) и «Хоровое дирижирование». Среднее профессиональное образование (3 года 10 месяцев) осуществляется по специальностям «Вокальное искусство», «Сольное и хоровое народное пение», «Музыкальное звукооператорское мастерство», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Народное художественное творчество (театральное творчество)». Обучаются 305 учащихся и студентов. Действует и уникальная общеобразовательная программа дошкольного образования художественно-эстетической направленности для детей от 3 до 6 лет.

Преподавательский состав – это специалисты высокого уровня, есть среди них и выпускники колледжа. Учебно-воспитательный процесс проходит в современных и комфортных условиях: концертный зал на 220 мест, компьютерный класс, постоянно пополняющаяся новыми изданиями библиотека, выставочный зал, позволяющий создавать мультимедийные экспозиции, прекрасно оборудованная ткацкая мастерская. В прошлом году колледж торжественно отметил 55-летие – точкой отсчета стала дата основания ДМШ № 1, в которой были апробированы первые программы национально-ориентированного образования.

С 1983 г. Детскую музыкальную школу № 1, а затем и колледж бессменно возглавляет заслуженный работник культуры РСФСР, почетный гражданин ХМАО–Югры, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Е.В. Лоншакова. «Актуальность создания системы национально-ориентированного образования в России становится все более очевидной, – говорит Екатерина Владимировна. – Копирование западных моделей образования влечет за собой заимствование западных моделей мышления, стереотипов поведения, мировосприятия, что в итоге приводит к денационализации, утрате ценностных и нравственных ориентиров и самобытной русской культуры в целом. Сегодня нет сомнений в том, что именно народная культура должна стать основой современной воспитательной системы школы. Такая система помогает преодолеть разрыв между сферами образования и культуры, «оживляет» культурное наследие через сознание молодого поколения, восстанавливает этнокультурные традиции как ресурс для развития современных форм искусства. В деятельности колледжа главной целью является интеграция личности в систему национальной (русской) культуры, а через нее и приобщение к общемировым культурным ценностям».

С МЛАДЫХ НОГТЕЙ

Работа с самыми маленькими членами общества стала одной из важнейших в повседневной жизни колледжа. В этот процесс активно вовлекаются и родители, поскольку Сургут – город молодежи (основной возраст населения до 35 лет). Все знания, которые получают в колледже родители и дети, в том числе практические советы по изготовлению детского костюма, игрушек, становятся семейной традицией.

Группой преподавателей разработана комплексная программа «Раннее эстетическое развитие ребенка 3–6 лет», занятия проводятся в игровой форме. «Используемые технологии обучения направлены на развитие личности, – комментирует заместитель директора по внеклассной работе Т.А. Карпачева. – Музыкальный фольклор, театральные игры, изобразительная деятельность позволяют формировать устойчивый интерес ребенка к укладу жизни, традициям русского народа. Использование модели народного праздника, основанного на принципах соучастия, сотворчества всех возрастных групп (дети, родители, преподаватели), восстанавливает преемственность поколений, объединяет усилия колледжа и семьи в воспитании детей».

ЖИЗНЬ ПО КАЛЕНДАРЮ

Фольклорное отделение, созданное на базе ДМШ № 1, в будущем году отметит 30-летие. Всех учеников и студентов – даже академических специальностей объединяет вовлеченность в фольклорную деятельность. Ее кульминационными точками являются большие народные праздники – Покров Богородицы, Святки, Масленица, Пасха. «Живем по календарю!» – таков девиз учащихся и педагогов. Подготовка к очередному празднику – вечерке – занимает несколько недель. Колядование, проводы Масленицы, весенние хороводы – все это определяет годовой ритм жизни учеников.

Фольклорная деятельность не сводится лишь к учебно-воспитательному процессу, колледж берет на себя более масштабную миссию по укреплению творческих связей в западносибирском регионе. Большую роль в достижении этой цели играет окружной конкурс вокального искусства «Ликование весны». Он проводится раз в два года и объединяет широкий круг любителей народной песни – ансамбли и солистов, перспективных молодых исполнителей и их преподавателей.

Система национально-ориентированного обучения органично сочетается с традиционной моделью среднего специального музыкального образования. В новейшей истории колледжа открыты специальности государственного стандарта «Инструментальное исполнительство» и «Хоровое дирижирование» с нормативным сроком обучения 10 лет 10 месяцев.

На «Инструментальном исполнительстве» учащиеся получают образование по специальностям фортепиано, скрипка, альт, виолончель, флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, саксофон, валторна и тромбон. Важной вехой в жизни отделения стало основание Конкурса инструментального исполнительства им. А.С. Знаменского.

КОНКУРС ИМЕНИ ЗНАМЕНСКОГО

Первый смотр прошел в апреле 2008 г. Одним из приоритетов стало создание условий для всестороннего развития юных исполнителей в рамках выбранной ими специальности. Наряду с сольной номинацией в конкурсе были объявлены категории «Камерный ансамбль», «Концертмейстерское мастерство» (для педагогов), «Юный композитор». Была учреждена специальная премия им. Знаменского – за лучшее исполнение его произведения. Жюри творческого состязания возглавил профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского Владимир Рева.

К настоящему времени конкурс стал событием регионального масштаба. Участие в нем принимают юные музыканты практически из всех муниципальных образований ХМАО–Югры: Сургута, Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Мегиона, Лангепаса, Нефтеюганска, Губкинского (ЯНАО), Пойковского и других. Рекордное количество участников принял четвертый конкурс (2012): поступило около 240 заявок, конкурсные прослушивания продолжались почти неделю. Очередной – уже шестой – Конкурс инструментального исполнительства им. А.С. Знаменского пройдет в феврале 2016 г.

ОЛИМПИЙСКИЕ РЕКОРДЫ

Особая гордость колледжа – отделение «Хоровое дирижирование» для мальчиков, у истоков которого (2000 г.) стоял выпускник Уральской консерватории В.Р. Кульмаметьев. В отличие от других существовавших тогда специальностей, в основу обучения был положен учебный план 10 лет и 10 месяцев. Сегодня петь в хоре ребята (дошкольное отделение) начинают с шести лет, а по окончании колледжа они получают диплом по трем классификациям: руководитель творческого коллектива; преподаватель; артист хора, ансамбля.

Хоровой класс отличает особая атмосфера, в которой дети с самого раннего возраста исполняют лучшие образцы классического хорового светского репертуара и шедевры духовной музыки. За годы существования хор мальчиков и юношей колледжа стал не только уникальным явлением в жизни Сургута, но и снискал известность и признание в России и за ее пределами. Концертные выступления отмечены серьезными международными наградами, завоеванными на хоровых олимпиадах в Бремене (Германия), Сямыне (Китай), Граце (Австрия) и многих других.

В 2014 г. мастерство хора получило высокую оценку художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Девять ребят из Югры, восемь из которых являются учениками Колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского, приняли участие в Сводном детском хоре России на церемонии закрытия зимней Олимпиады в Сочи. О качестве подготовки профессиональных кадров свидетельствует и тот факт, что большинство выпускников отделения «Хоровое дирижирование» (восемь выпусков) продолжили обучение в ведущих вузах, среди которых УГК им. М.П. Мусоргского, СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, СПбГУКИ и ЧГАКИ. В этом году Алексей Федин – выпускник колледжа и Уральской консерватории – поступил в Московскую консерваторию в класс симфонического дирижирования Геннадия Рождественского.

В ближайших планах отделения – создание хоровой студии, целью которой станет всеобщая хоровая подготовка учащихся городских школ.

ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Подготовка высококвалифицированных специалистов в области национальной русской культуры – не единственная задача колледжа. Глобальную миссию руководство колледжа видит в создании единого культурно-образовательного пространства региона. Взаимодействие образовательной среды с социокультурной средой города и округа уже многие годы реализуется в проведении масштабных акций. Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского осуществляет их в содружестве с региональной общественной организацией ХМАО–Югры «Общество русской культуры».

Титульный проект – ежегодная экспедиция «Славянский ход» представляет собой комплексное исследование традиций региона. Каждый маршрут прокладывается вдоль одной из транспортных артерий, связанных с историей государственности славянских народов. В экспедиции принимают участие ученые, педагоги, школьники и студенты, деятели культуры, священнослужители. Насыщенная программа путешествия в 10–14 дней включает научные и полевые исследования, циклы лекций, мастер-классов, концертов, показ спектаклей, общественно-просветительские мероприятия, богослужения. Результаты экспедиции публикуются в виде альманахов, монографий, учебных пособий и оформляются как выставочные проекты, документальные фильмы, теле– и радиопередачи. За годы, прошедшие с первой экспедиции (1991), был собран богатейший музыкальный и этнографический материал, коллекция предметов быта и культуры русских старожилов Западной Сибири и обских угров. По итогам каждой экспедиции ее участники готовят рекомендации и предложения, которые направляются в органы местной власти.

С 1991 г. по инициативе директора колледжа в Сургуте и Ханты-Мансийске проводятся Дни славянской письменности и культуры, в рамках которых проходят научно-практические конференции, выставки, концерты творческих коллективов.

По благословению высокопреосвященнейшего архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия проводятся Пасхальные хоровые ассамблеи (худ. рук. фестиваля В.Р. Кульмаметьев) при участии концертно-театрального центра «Югра-Классик» и Сургутского филармонического центра. Программа форума включает праздничные богослужения и концерты духовной музыки лучших хоровых коллективов округа и России.

Колледж активно развивает избранную модель национально-ориентированного образования. Благодаря многолетней педагогической, воспитательной, просветительской работе коллектива результаты этой деятельности сегодня могут оценить не только учащиеся, но и жители всего региона. Ведется работа по открытию новых специальностей – «Театрально-декоративное искусство», «Музыкальное искусство эстрады», «Актерское искусство», осуществляется научно-методическая и научно-исследовательская деятельность, укрепляются межрегиональные и международные связи. 

Абраменко Алена
26.11.2014


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: