< №10 (169) Октябрь 2018
Логотип
СЦЕНА

ТЕАТР В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Каковы есть и какими должны быть театральные отделения в ДШИ? Об этом в материале режиссера, руководителя театрального отдела Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры города Москвы, заслуженной артистки РФ Н.М. Тимофеевой.

Среди ДШИ Москвы учебные заведения театрального профиля - явление относительно новое и малочисленное. При этом детское театральное движение имеет свою историю, а в настоящее время почти в каждой общеобразовательной школе существует театральный кружок или театральная студия.

Интерес и любовь к театру являются причиной того, что некоторые преподаватели, не имеющие специального актерского либо режиссерского образования, организуют на общественных началах в своих классах любительские театральные коллективы. В общеобразовательных школах их руководителями обычно становятся учителя литературы и учителя музыки, в ДМШ и ДШИ - преподаватели-инструменталисты, теоретики, хормейстеры и вокалисты. Как правило, спектакли таких коллективов наивны и далеки от театрального искусства, хотя случается, что художественный вкус и природное чутье позволяют руководителям добиться достойных результатов.

Хорошо известны классный театр преподавателя ДШИ им. Н.А. Римского-Корсакова Клименок Е.Б., любительский театральный коллектив ДШИ им. Даргомыжского. Но сегодня речь идет именно о театральных отделениях ДМШ и ДШИ, то есть об отделениях, работой которых руководят имеющие профессиональное театральное образование специалисты.

Обучение детей и подростков театральному искусству подразумевает комплексный подход. Учебные планы театральных отделений ДМШ и ДШИ, реализующие четырех-, пяти- и семилетние образовательные программы, включают в себя ряд учебных дисциплин. Условно все эти дисциплины можно поделить на несколько групп: дисциплины по драматическому воспитанию юных артистов, по пластическому воспитанию, по формированию грамотных навыков сценической речи, теоретические дисциплины, музыкальные (особенно развернут цикл на отделениях музыкального театра) и предметы по выбору. В группу учебных дисциплин по драматическому воспитанию входят «Основы актерского мастерства», «Сценическое действие» и «Театральные игры» в младших классах.

Пластическое воспитание включает в себя предметы «Сценическое движение», «Ритмика», «Танец». Формирование грамотных речевых навыков - задача предметов «Сценическая речь» и «Художественное слово», причем по этим учебным дисциплинам уроки, как правило, индивидуальные. Теоретические дисциплины включают в себя «Слушание музыки», «Беседы о театре». На отделениях музыкального театра нельзя обойтись без «Сольфеджио», «Музыкальной грамоты», «Сольного и ансамблевого пения». Предметы по выбору это, как правило, музыкальный инструмент, различные хореографические дисциплины, театр кукол, фольклорный театр и так далее. Отдельное время на театральных отделениях и отделениях музыкально-театральных отводится репетициям и сценической практике. Соответственно, театральное отделение ДШИ требует специального оснащения и оборудования - просторных репетиционных помещений и классов, театральной сцены, гримерной комнаты, костюмерной. Конечный продукт учебного процесса, спектакль, не ограничивается действием актера на сцене, а предполагает наличие сценографии, сценических костюмов, реквизита, бутафории и театрального света.

К сожалению, лишь немногие ДМШ и ДШИ располагают необходимыми площадями и оборудованием. Но, начиная с малого, надо понимать, к чему необходимо стремиться. Руководители учебных заведений первоначально открывают у себя небольшие театральные классы, где различные дисциплины преподает один педагог, имеющий, как правило, режиссерское или актерское образование. На сегодняшний день театральные и музыкально-театральные отделения успешно существуют в следующих образовательных учреждениях: ДШИ им. Е.Светланова, МДМШ им. Гнесиных, ДШИ им. М.Балакирева, ДШИ «Надежда». Сравнительно недавно открылись музыкально-театральные отделения в ДМШ им. Рубинштейна, ДМШ им. М.Таривердиева, ДШИ им. Ю.Саульского, ДМШ № 18, в этом году образовался театральный класс в ДМШ им. Ф.Шуберта. Школа театрального профиля есть при Колледже имени Л.Филатова, и также школой театрального профиля является ДШИ № 7.

ДШИ № 7 может служить образцом учреждения театрального профиля по тем условиям, которые созданы для успешного обучения детей и подростков театральному искусству. Небольшое, компактное, очень уютное здание, два театральных зала, оборудованные просторные классы, гримерная, костюмерная. Когда заходишь в школу, сразу становится понятно: в этом учреждении все нацелено на то, чтобы хотелось приходить сюда учиться, а уходить не хотелось бы вовсе. Постоянные аншлаги на учебных спектаклях, большая просветительская работа, поступление выпускников в театральные вузы, победы в городских фестивалях и конкурсах - все это достижения преподавательского коллектива ДШИ № 7 во главе с директором Курдюмовой Еленой Анатольевной и художественным руководителем школы, мастером сцены, большую часть жизни отдавшей Тбилисскому Русскому драматическому театру, народной артисткой Грузии Килосанидзе Еленой Александровной.

Создать и успешно развивать театральное отделение в школе искусств - задача не из легких. Одной из серьезных проблем является поиск и подбор кадров. В последнее время многие актеры и режиссеры пытаются совмещать работу в театрах с преподаванием в детском театральном коллективе. К сожалению, случается, что единственной мотивацией в подобных случаях становится дополнительный доход. Работа же с детьми требует большого труда, терпения и знания детской возрастной психологии. И то, что кажется необременительным, на деле оказывается трудоемкой задачей. Пришедшие в школу искусств за легким заработком театральные деятели и студенты театральных вузов очень быстро ретируются, покидая стены школы по собственному желанию. Правда, есть и другие примеры, когда многолетняя творческая работа в театре успешно совмещается с работой в школе искусств. Таким примером может служить работа заведующей театральным отделением ДШИ им. Е.Светланова, режиссера Московского детского Театра кукол на Спартаковской Минаичевой Ольги Александровны и преподавателя той же школы, актрисы того же театра Васюковой Татьяны Валентиновны. Их ученики с дошкольного возраста регулярно становятся победителями многочисленных городских, всероссийских и международных конкурсов в номинации «Художественное слово».

Из наиболее интересных театральных отделений стоит также отметить перспективный и яркий коллектив музыкально-театрального отделения ДШИ «Надежда» и заведующую отделом, молодого режиссера Евсееву Марию Владимировну, финалистку конкурса профессионального мастерства «Лучший молодой преподаватель ДШИ-2011». Активно развивается и успешно работает музыкально-театральное отделение МДМШ им. Гнесиных, в чем прямая заслуга директора Подгорного Андрея Петровича. Надо сказать, что Андрей Петрович и принимает участие в создании спектаклей музыкального театра «Солнечный гном», и способствует их прокату.

Конечно, у театральных отделений ДШИ сегодня много проблем. Прежде всего, много пробелов в методике преподавания основ актерского мастерства детям, ведь собственно инструментом в данном случае является детская «психофизика». Очень быстро приобретаются актерские штампы, которым так подвержены и взрослые артисты. А специфика театрального искусства состоит в том, что «публика должна верить артисту и считать его создания живыми лицами» (К.Станиславский). К сожалению, детская искренность, простота и непосредственность часто подменяются «деланностью» и неискоренимыми ремесленными штампами. Привить грамотные профессиональные навыки, интерес и любовь к искусству театра, при этом руководствоваться врачебным принципом «не навреди» - первостепенные задачи детской театральной педагогики, требующие от режиссера-педагога таланта и профессионального мастерства.

Теперь немного статистики и фактов. На сегодня театральные отделения существуют в 11 образовательных учреждениях Москвы, некоторые находятся на пути становления. На этих отделениях учится около 1000 детей и подростков и работает 108 преподавателей и концертмейстеров, 43 из которых - преподаватели театральных дисциплин.

В целях развития театрального образования и поддержки одаренных учащихся и лучшего преподавательского опыта городской методический кабинет в рамках программы «Лучшие сценические площадки - детям» раз в два года проводит Ассамблею театральных коллективов ДМШ и ДШИ Москвы. Неоднократно наиболее интересные работы театральных школ и отделений ДШИ получали право показа на сцене Театрального зала Дома музыки, в мае 2011 года ассамблея проходила на сцене Московского детского театра эстрады. Регулярно проводятся конкурсы чтецов. В прошлом году состоялся детско-юношеский конкурс чтецов «ХХ век. Шестидесятые...», а в нынешнем, 2012-м, театральный отдел методического кабинета планирует конкурс чтецов и музыкально-литературных композиций «Славны были наши деды», посвященный 200-летию Бородинской битвы.

Тимофеева Н.М.


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Наталья Диденко режиссер/театральный педагог/заведующая театральным отделением ДШИ г.Светлогорск Беларусь | 04.03.2012 22:38

Спасибо за статью))) Приятно видеть осведомленность (от численности до проблематики)! Слабое место (одно из...) театральных отделений в Беларуси - отсутствие взаимодействия, "синхронизации", сплоченности... и элементарной осведомленности о существовании друг друга((( Пытаясь вырваться из болота "местечковости" я организовала (и "собираю" уже в 4 раз) фестиваль театральных отделений ДШИ гомельской области. В рамках области мы конечно же не задержались))) - к нам присоединились коллеги из витебской, минской и могилевской областей и гостями в этом году станут ребята города побратима Ивантеевки (подмосковье). Пишу с надеждой на расширение контактов))) - все кому это интересно заглядывайте на фейсбук (ЕЖИКИ В ТУМАНЕ). Страница только пявилась. В ближайшее время я загружу фотографии:))) Еще раз спасибо за интерес к нашей отрасли.

Ответить