< №10 (158) Октябрь 2017
Логотип

НА ПЕРЕПРАВЕ КОНЕЙ НЕ МЕНЯЮТ

В Кузбассе 120 образовательных учреждений начального художественного звена. ДМШ № 49 поселка Трудармейский Прокопьевского района – только одна из тридцати четырех музыкальных школ, но и ее педагогического энтузиазма, чувства долга и ответственности перед будущими поколениями хватит надолго.

На чем держится… слово? Уж изменилась «картинка» внешнего мира, а сделанный десятилетия назад профессиональный выбор остается в центре мироздания тех, кто на официальной бумаге называется педагогическим коллективом МБУДО «ДМШ № 49». Половина из них живет в городе, но ни за что не променяет районную школу, что «стоит» на семи адресах, словно Москва на семи холмах: на Молодежной в поселке Новосафоновский, Центральных (Верх-Егос, Михайловка, Большая Талда) и Школьных (Ясная Поляна, Калачёво) улицах, на Почтовой в поселке Трудармейский (базовая школа, открытая в 1969 году).

Дни напролет, не только преподавая музыкальные дисциплины и организуя творческие мероприятия, но и облагораживая пришкольную территорию, они приобщают детей к культуре, чтобы сельчане стали «образцом настоящего общества». Организованны, ответственны, с одной записью в трудовой книжке. Не делят 16 на 7 – до пяти преподавателей работают в каждом филиале, добираясь на работу разными маршрутами.

Учредитель школы в 70 километрах, в Прокопьевске. У директора один день в неделю – «день тяжелый», административный. Болит душа и за образовательный процесс, и к конкурсу учеников надо подготовить… – хорошее пианистическое образование не лежит на полке. В последние годы прибавилось проблем психоэмоциональной специфики. Благо, собственное воспитание и богатый жизненный опыт, а также соответствующее образование у двух учителей помогают находить подход к детям. Многодетных и малообеспеченных семей стало больше… Но не надо общественно-экономический негатив переносить на ребенка, маленьких нужно объединять в команду: «Друг другу улыбнемся, ты – хороший, я – хороший, скажем: Yes!  – и пойдем дальше». Если захотел ребенок заниматься музыкой – надо помогать. Сохранить и приумножить контингент (согласно дорожной карте на 2014–18 годы) – первостепенная задача для руководителя организации.

И родителям – земной поклон! Часть из них – бывшие ученики ДМШ, которые второму поколению учащихся желают одного: «Наши дети тоже будут образованны и культурны». Начиная от закупки карандашей и заканчивая приобретением инструментария школа фактически живет на родительские пожертвования. «И мы идем навстречу, – говорит директор Лариса Владимировна Гетц, – отдаем списанное оборудование детям на домашнем обучении, ведь каждый год инструменты изнашиваются. Представьте, как в школе рады, что пересмотрено финансирование по музыкальным инструментам, и есть возможность, наконец-то, укомплектовать народный оркестр, в котором еще нет гуслей и бас-балалайки, что необходимо для участия в международных и региональных конкурсах».

Чтобы приравнять уровень обучения в сельской школе к среднему в регионе (и даже лучше!), здесь всё, что могут, делают сообща. Со средней категории преподаватели идут на высшую, разрабатывают новые формы обучения с использованием современных технологий. Очень популярен КВН, на котором теоретические дисциплины постигаются в процессе игры, и сложные взаимоотношения тоники, доминанты и субдоминанты, вынесенные как задание на блицтурнир, вдруг становятся простыми и понятными. Слушание музыки делают полноценным процессом аудиовизуального восприятия при помощи скачанных из интернета видеозаписей канала «Культура». Неудивительно, что на олимпиадах учащиеся ДМШ № 49 показывают высокий результат, а выпускники поступают в Прокопьевский и Новокузнецкий колледжи искусств и – возвращаются молодыми специалистами.

Этому призваны способствовать и объединенные усилия координационного совета Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, руководства областных колледжей и отраслевых учреждений дополнительного образования, подавших целевую заявку. Школа поощряет своего бывшего ученика проходить здесь практику и гарантирует его трудоустройство через четыре года. Но в отличие от советских времен программа по возвращению на малую родину выпускников средних специальных учебных заведений, прописанных в сельской местности, не подразумевает обязательной отработки. Они вольны поступать на дневное отделение, скажем, в Кемеровский институт искусств или совмещать работу и заочное обучение в вузе. Конечно, выпуская «птенцов», их в школе ждут.

Как ждут школьные коллективы на районных празднествах: детский оркестр народных инструментов, педагогический ансамбль народных инструментов и вокальный ансамбль преподавателей «Лад». Все они делают большую и важную работу – пропагандируют народную музыку, развивают традиции ансамблевого музицирования, отстаивают честь района на конкурсах.

Неспроста глава Прокопьевского муниципального района Наталья Шабалина и начальник Управления культуры Татьяна Егорова обещают сделать подарки (в том числе на приобретение музыкального оборудования) к предстоящему в 2019 году юбилею школы. В пятом десятилетии жизнь ДМШ № 49 не проще, чем вначале, но радует позитивный настрой, на котором и держится слово: «Трудности есть у всех, и мы их преодолеваем. Как преподаватели, мы несем ответственность за будущее поколение и вносим посильный вклад в формирование культурного, образованного человека на селе. Для этого есть и опыт, и старание, и любовь к детям. Мы – команда единомышленников, и честь школы для нас – главное».

На фото: Семейный дуэт Грязновых

Волина Ника, Панкратова Маргарита
31.10.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: