< №3 (130) Март 2015 >
Логотип

МУЗЫКА ДЛЯ МАСТЕРА

17 февраля в Оперном театре Санкт-Петербургской консерватории Государственная филармония Алтайского края представила музыкально-драматическую сюиту Эдуарда Артемьева «Мастер» – сочинение, посвященное 85-летию со дня рождения Василия Шукшина, которое впервые прозвучало в Барнауле летом прошлого года

«Мастер» – не первое сотрудничество композитора с сибиряками. В 2012 году к 75-летию Алтайского края в Барнауле состоялась премьера симфонической сюиты «Алтайский сказ. Полет над временем» Э. Артемьева, нашедшего для себя удобный жанр, который объединяет музыку, видеопроекцию и художественное слово. Эти составляющие присутствуют и в «Мастере», вошедшем в десятку лучших филармонических проектов России в 2014 году. 
Назвать новое произведение Артемьева чисто филармоническим проектом было бы не совсем правильно, поскольку кроме большого симфонического оркестра краевой филармонии в исполнении участвовали артисты Алтайского краевого театра драмы, музыканты из оркестра народных инструментов, а также солист группы «Ва-банк» Александр Ф. Скляр. Драматический текст, собранный из рассказов и публицистики Василия Шукшина, составила заведующая отделом творческих программ Алтайской филармонии Наталья Гончарова. Демонстрируемый на большом экране видеоряд из исторических фотографий и алтайских пейзажей подобрал и обработал художник Дмитрий Попов, а режиссером постановки выступил заслуженный деятель искусств России Олег Пермяков. 

В центре произведения – личность Василия Шукшина (монологи от лица писателя читал актер Александр Маховиков), его жизненные и творческие метания, попытки разобраться в себе и окружающем мире. Основным собеседником Шукшина стала его муза – в этой роли выступила актриса Галина Зорина. С этим персонажем писатель делится своими самыми сокровенными думами и желаниями: «Писать надо так, чтобы слова рвались, как патроны в костре, а у меня слова, как пуговицы». Песенные интермедии взял на себя Александр Ф. Скляр, спевший как под гитару (ставшую народной песню «Есть по Чуйскому тракту дорога» про алтайского шофера Кольку Снегирева), так и под оркестр («Я жить люблю и умереть боюсь» на стихи Арсения Тарковского). Музыка Артемьева, являясь в основном фоном для декламации, чутко отзывалась на характер текста, колорит которого подчеркивали введенные в симфоническую ткань балалайки и баяны. Не обошлось и без классических цитат из Рахманинова («Тебе поем» из «Литургии Иоанна Златоуста») и Чайковского (столь любимая Артемьевым тема из Адажио Пятой симфонии). Многолетняя работа композитора в кино, конечно, дала о себе знать: балалаечные переборы прекрасно сочетались с неприхотливым пейзажем алтайской деревни (документальные съемки родного села Шукшина Сростки), напряженный токкатный ритм – с суетой московской жизни, выраженной на экране движением абстрактных геометрических фигур. 

Для Артемьева Василий Шукшин – человек своей эпохи, современник, с которым они параллельно жили и творили. И все же во время исполнения сюиты не покидало ощущение, что алтайский писатель остался для композитора несколько «чужим среди своих». Вспоминается еще одно музыкальное приношение Шукшину – «Перезвоны» Валерия Гаврилина, написанные в начале 80-х, уже после кончины писателя. В этой «симфонии-действе» Гаврилин, не используя прямых шукшинских цитат, но абсолютно адекватно уловив сам дух и интонацию шукшинской поэзии слова, подчеркнул связь писателя с корнями русского крестьянства. Эдуард Артемьев пошел путем внешнего описания биографической и творческой канвы, и такой путь тоже оправдан, особенно для публики, которая не имеет представления о Шукшине и о его разнообразном творчестве. 

Удачным выбор именно такого произведения оказался и для гастролей коллективов из Барнаула – они приехали в Петербург со своей «родной темой». Алтайский филармонический оркестр – с ним уже второй сезон работает молодой дирижер Дмитрий Лузин – достойно справился со всеми заложенными в партитуре сложностями. Ровное звучание струнных, блестящее соло трубы, свободные и гибкие переключения между разными оркестровыми группами делают честь коллективу. Удачно вписался в общую концепцию действа и Петербургский камерный хор под управлением Николая Корнева: буквально после двух репетиций, проведенных Дмитрием Лузиным, он зазвучал в полном балансе с оркестром и актерами. Заполнившая в зал публика поначалу с некоторым скепсисом относилась к происходящему на сцене, однако в конце искренне аплодировала артистам. Ведь сила настоящего писателя, которым без сомнения был Василий Шукшин, остается в его постоянной актуальности, и проблемы, поднятые им в 60-е годы, продолжают резонировать в современном обществе – быть может, даже с еще большей силой. 

Ковалевский Георгий
31.03.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: