< №1 (150) Январь 2017 >
Логотип

Башкирский бренд

Столетию со дня рождения классика башкирской музыки Загира Исмагилова (1917–2003) Башкирский театр оперы и балета посвятил новую постановку его первой и самой известной оперы «Салават Юлаев»

Эпическое музыкальное сказание о герое башкирского народа, отважном воине и выдающемся поэте, появилось на свет в 1954-м. Его автор в ту пору учился в Московской консерватории, и данный опус – дипломная работа Исмагилова, оцененная очень высоко и профессиональным сообществом, и публикой. За нее молодой композитор всего через год после окончания вуза получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а само произведение в 1955-м с успехом было показано на сцене Большого театра СССР в рамках Декады башкирской литературы и искусства. Первая из шести опер Исмагилова имела счастливую судьбу – постановка 2016 года уже пятая в Уфе: к «Салавату Юлаеву» за прошедшие шесть десятилетий неоднократно обращались разные поколения музыкантов, что говорит о неугасающем интересе к творчеству классика в целом и к его первенцу в частности.

Музыка «Салавата Юлаева» – пример удачного преломления высоких академических стандартов (прежде всего русской классической оперы и советской как ее прямого продолжения) на национальной неевропейской (по этномузыкальной традиции) культурной почве. Выразительные и своеобразные мелодии тюркского народа соседствует со строгими канонами оркестрового письма, эмоционально выпуклый речитатив, особый колорит которому придает необычное на слух звучание башкирского языка, с тембрами национальных башкирских инструментов (например, курая). Арии, ансамбли, хоры, оркестровые интерлюдии, балетные сцены скроены по законам психологически правдивой русской оперы, в них выдержан уровень мастерства, достойный продолжателя традиций русской музыкальной ориенталистики: они наполнены обработками подлинных народных песен и наигрышей башкир и сочиненными в их духе темами.

Образ Салавата Юлаева неоднократно привлекал внимание Загира Исмагилова: помимо оперы он написал о народном герое целый ряд произведений (романс, кантату, вокальный цикл и др.). Для создания оперы композитор тщательно изучил архивные материалы, связанные с Крестьянской войной 1773–75 годов, роли в ней Салавата и башкир, а либретто на их основе написал Баязит Бикбай.

Опера поется преимущественно по-башкирски, но есть крупные сцены, связанные с Пугачевым, восставшими русскими крестьянами, царским губернатором Рейнсдорпом, которые идут на русском языке. Несмотря на ряд драматичных сцен (шествие ссыльных, казни в осажденном Оренбурге, гибель жены Салавата Амины) опера завершается на мажорной ноте, в духе послевоенного советского оптимизма – Пугачев и Юлаев объединяют свои усилия в борьбе за лучшую долю для простого народа.

По меркам истории, если сравнивать с оперой итальянской, немецкой, французской и даже русской, башкирская музыкальная драма еще очень молода. Во многом поэтому интерпретация ее ключевых произведений не допускает вольностей в обращении с историческим материалом, попыток отстранения от него и выхода на уровень абстрактных обобщений и метафор. Но в опере, подобной «Салавату Юлаеву», оторваться от исторического контекста весьма затруднительно. Театр и не ставит перед собой таких задач, предпочитая классическое, традиционное прочтение, когда изображаемое на сцене четко следует за либретто.

Мариинский режиссер Иркин Габитов создает убедительный реалистический спектакль, колоритное полотно, в котором ни разгул танцевальной стихии (хореограф Шамиль Терегулов), ни выход гнедого жеребца (на нем победно выезжает титульный герой), ни бодрые духоподъемные хоры не выглядят архаично. Постановка визуально богата: с помощью видеографики (завораживающие картины уральской природы), искусной работы света (Егор Карташов) и красивых костюмов художник Рифхат Арсланов создает зрелищное и выразительное высказывание.

Как показывают последние сезоны, музыкально Башкирской опере по плечу самый разный репертуар – «Орлеанская дева» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Геракл» Генделя. То, что на отлично справились с национальным опусом, не вызывает никакого удивления на этом фоне. Стройно и экспрессивно звучащий оркестр (дирижер Артем Макаров), чисто и тембрально насыщенно поющий хор (хормейстер Александр Алексеев), крепкий вокальный каст, в котором опытные мастера (Раиль Кучуков – Юлай, Владимир Копытов – Пугачев, Фанави Салихов – Бухаир, Ямиль Абдульманов – Рейнсдорп, и др.) и голосистая молодежь (Идель Аралбаев – Салават, Гульнара Валеева – Амина, Катерина Лейше – Кюнбика, и др.) одинаково хороши. Вот компоненты музыкального успеха уфимской премьеры.

На фото Cалават – И. Аралбаев, Пугачев – В. Копытов

Матусевич Александр
31.01.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: