< №3 (97) Март 2012 >
Логотип
УРОКИ ВОКАЛА

Дмитрий ВДОВИН: «ДЛЯ ОПЕРЫ ОСТРО НЕОБХОДИМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ»

С 3 по 16 февраля в Сочи проходил V Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. В рамках фестиваля состоялся мастер-класс известного вокального педагога, художественного руководителя Молодежной оперной программы Большого Театра Дмитрия Вдовина. О последних тенденциях в мире оперы - в эксклюзивном интервью музыкального журналиста Екатерины Андреас с Дмитрием Вдовиным.

- Дмитрий Юрьевич, есть сейчас такое правило - оперному певцу нужно начинать свою карьеру как можно раньше, поскольку в 25 лет уже желательно блистать на сцене театра. На мой взгляд, это очень опасно как для голоса певца, так и вообще для его творческой судьбы. Может ли эта тенденция привести к тому, что впоследствии певцу будет просто нечем петь?

- Раннее начало зачастую приводит к неприятностям. Вы абсолютно верно заметили, и я об этом тоже не раз говорил. Как к профессору Академии хорового искусства ко мне приходят ребята, только что закончившие хоровое училище. У нас в академии были такие случаи, когда приходит мальчик около 18 лет, и мы с педагогами в комиссии понимаем, что у него природный бас. Мы, педагоги, обязаны услышать это даже у столь юного создания. Я его веду как баса, он начинает петь, подходит к пятому курсу, а ему всего лишь 22 года. И что дальше? К нам в Молодежную программу поступила девушка, окончившая высшее учебное заведение, проучившаяся после этого два года в Центре оперного пения Галины Вишневской, и в тот момент, когда она к нам пришла, ей было всего 23 года. Тогда во сколько же лет она поступила в вуз? В 16!

Эта тенденция очень сложная и для этого есть несколько причин. Одной из них является сегодняшний культ молодости, гламура и красоты. Это все прекрасно и замечательно, но это влечет за собой очень большие проблемы: физиологические, человеческие, этические, проблемы личного характера, поскольку перед человеком слишком рано встает вопрос о том, как строить свою творческую жизнь. Вообще, в этой тенденции есть что-то такое нехорошее, что касается не только оперной сцены. Культ молодости больно ударяет по среднему поколению, которое находится в самом расцвете физических сил.

- Век оперного певца изначально короткий?

- Здесь получается замкнутый круг. С одной стороны, эта тенденция бьет по среднему поколению, а с другой, бьет по молодым. Век певца не такой уж короткий. Если он поет правильно, не делает грубых ошибок и у него хорошее здоровье, то совершенно спокойно можно пропеть двадцать пять лет, а то и больше. После 50 лет певец постепенно прекращает активное пение и переключается на преподавание или другую работу. На мой взгляд, это вполне нормальная судьба. Особенно в сравнении с балетными артистами.

Другое дело, если человек начинает свою карьеру в 20 лет и, например, попадает в не очень хорошую молодежную оперную программу. Таких программ сегодня множество, потому что оперные программы позволяют влиться в работу театра, войти в репертуар, попасть в среду и начать карьеру. Это действительно удобно, поскольку открывает большие возможности для певцов. Если программа хорошая, тебе повезло. Но зачастую программы создаются при театрах, которые преследуют сугубо прагматические цели, далекие от искусства и мысли о том, как помочь молодым. Эти программы платят копеечную стипендию, а взамен эксплуатируют, занимая молодых артистов во второстепенных ролях только для того, чтобы не платить гонорары приглашенным солистам. Программы выжимают певцов, как губку, и потом выбрасывают, причем такая эксплуатация встречается на каждом шагу.

На мой взгляд, похожая ситуация распространена и в постоянных труппах оперных театров. Когда нам сегодня говорят о каких-то актерских ансамблях, то это все полная ерунда, поскольку у нас нет системы главных режиссеров, которые создавали бы ансамбль театра. О чем в таком случае идет речь? Это просто группа певцов, набранных в разное время разными руководителями. Все это касается как русских театров, так и зарубежных. Попадая в неудачную оперную программу или на долгосрочный контракт в репертуарный театр, молодые певцы вынуждены петь все: сегодня они поют Мусоргского, завтра Моцарта, послезавтра Верди и так далее. (Работа в постоянных труппах хороша единственно для тех, кто не в состоянии жить на чемоданах и предпочитает находиться в одном городе.)

- О каком стиле в таком случае можно говорить…

- О каком стиле, о каком состоянии голосового аппарата, о каком вокальном долголетии может идти речь?.. Должен подчеркнуть, что все, кто хотят играть и петь на сцене, должны обладать недюжинным здоровьем. Как физическим, так и психическим. Если с этим проблемы, можно сразу забыть о карьере оперного артиста.

- Дмитрий Юрьевич, расскажите, пожалуйста, какие задачи ставит перед собой Молодежная оперная программа Большого театра?

- Помимо того, чтобы совершенствовать уровень певцов и дать им шанс поработать в условиях театра, на сцене, программа при Большом театре предоставляет молодым певцам уникальную возможность встретиться с лучшими мировыми специалистами в нашей сфере. Перед нами также стояла непростая задача познакомить певцов с законами театрального дела: как все это функционирует, с каким проблемами они столкнутся и как должны вести себя в дальнейшем. Потому что за исключением единиц этого никто не знает, ведь технологию оперного бизнеса в вузах не преподают.

Сегодня у наших артистов есть большое преимущество перед коллегами. Безусловно, кто-то знает наши отечественные реалии, но за рубежом существуют большие различия. Театральный мир не монохромен. В Италии одна жизнь, в Германии совершенно другая, в Великобритании - третья, в США - четвертая, во Франции - пятая… Законы, взаимоотношения между людьми отличаются, вплоть до того, как по-разному играют там оркестры. А налоги? Это немаловажная сторона жизни для нас всех. Все знают, что какие-то законы бизнеса, несомненно, существуют, но конкретикой почти никто не владеет. Начинающим певцам и так трудно: дебюты требуют огромного напряжения, люди не спят, думают, они зажаты. И кроме этого на них еще падает ворох неизвестного. На некоторых начинают давить новые реальности, которые еще и меняются каждый день. Вы ведь замечаете, что происходит сейчас?

- А что сейчас происходит?

- Театры закрываются, контракты аннулируются, работы становится все меньше и меньше. Рынок переполнен певцами. И хорошими певцами. На рынке множество высокопрофессиональных средних певцов, и это повышает конкуренцию.

Еще одна примета дня. Недавно мой тенор должен был петь в хорошем американском театре, и вдруг этот театр закрывается. Другая моя сопрано должна была петь постановку в Ковент-Гарден, уже спела прослушивание знаменитому дирижеру, но постановку отменили – нет денег. Театр Карло Феличе в Генуе то открывают, то снова закрывают. Во многих театрах Италии сокращаются сезоны. В Далласе построили новый театр, угрохали на строительство кучу денег, но теперь постановки сократились чуть ли не до трех в сезон. Все это очень тревожные звонки. Может так случиться, что в Италии останется лишь несколько оперных театров. Десятки, сотни великолепных театральных зданий будут стоять пустыми, в них будут показывать кино или проводить недели моды, и, может, раз в пять лет кто-нибудь там споет.

- В последнее время я все чаще сталкиваюсь с фамилиями азиатских певцов на вокальных конкурсах. На последнем конкурсе им. Глинки было много певцов из Монголии. Встает вопрос, что ждет нас в будущем, ведь рынок меняется?

- Это очень хороший, но сложный и деликатный вопрос. Как вы заметили, реальность быстро и кардинально меняется. Раньше, еще до того, как рухнул Советский Союз и Восточный блок, полноценный оперный рынок существовал только в Западной Европе и США. Сейчас все больше и больше он перетекает на Восток, и началось это с Польши, Чехословакии, Румынии, Восточной Германии, Прибалтики. Постепенно открывается и наш рынок, но также все распространяется на Корею, Японию, Китай и даже на Монголию. Правда, везде все складывается по-разному. Где-то функционирует только спрос и предложение певцов, а где-то есть уже полноценный оперный рынок: созданы театры, работают оркестры, у них реальные бюджеты.

Самый большой феномен представляют, конечно, корейцы. Корейцы – это удивительно талантливая поющая нация с изумительными природными голосами. Действительно, если мы сейчас посмотрим список участников любого международного конкурса, половину составят корейские исполнители. Намного меньше китайцев, монголов и других восточных национальностей, но я уже встречаю среди конкурсантов представителей Шри-Ланки, Индии, Таиланда.

- Известная сопрано Суми Йо говорила мне о том, что ей было очень сложно выйти на европейский рынок не из-за вокальных данных, а просто из-за восточной внешности и фактуры. Об этом не принято говорить, но ведь такая проблема существует?

- Возможно, я стану одним из первых, кто скажет об этом публично, но в данном случае в очень сложную ситуацию попадают все - и работодатели, и артисты. Прежде всего, конечно, азиатские певцы, которые очень талантливы, у многих божественные голоса. Поют они замечательно и часто побеждают на конкурсах. Два с половиной года назад произошла интересная история. На одном респектабельном конкурсе в Германии выступал мой студент Павел Колгатин, который потрясающе пел первые два тура. На втором туре он спел так, что публика сразу дала ему свою премию. Но дело в том, что туры проходили каждый день, а днем еще необходимо репетировать с оркестром. Павлу на тот момент было 22 года, и в итоге ему просто физически не хватило сил на финал. Зато что случилось с нашими корейскими коллегами! Если первые два тура они пели средне, то на третьем вышли, как будто на каком-то допинге. Я бесконечно уважаю эту нацию не только за талант, но и за то, что они умеют так собираться. Кто-то упрекает их в том, что они поют и играют, как машины. Может быть, играют они и правда, как машины, я не знаю, специалистам это виднее, но поют они часто очень сердечно, глубоко и музыкально. В итоге на этом конкурсе весь пьедестал заняли корейцы, а Паша спустился на четвертое место. Однако потом Колгатин стал петь в Большом, в Римской опере, Зальцбурге и скоро – в Венской государственной опере, а о многих лауреатах из Кореи ничего не слышно, они куда-то исчезают. И не потому, что они стали плохо петь, - им трудно получить работу.

Такая тенденция есть, но самое главное, что тут никто ни на кого не должен обижаться и злиться. Это реальность, с которой в любом случае надо считаться. Я часто слышал разговоры об этом, но когда начинаешь поднимать эту тему, некоторые представители западных стран говорят, что это нетолерантно и неполиткорректно. Но это проблема не только для европейцев или американцев, это проблема и для самих певцов с Востока. Обладая огромным талантом они, к сожалению, сталкиваются с тем, что публика в силу разных причин их не всегда воспринимает. Нам трудно идентифицировать. Ничего страшного в этом нет, ведь аналогичная ситуация происходит и с нами, когда мы приезжаем в чужую страну. Но это большая проблема, которую надо обсуждать, искать какие-то пути решения. Я знаю массу замечательных певцов, в том числе корейцев, которые пропадают. Они живут только конкурсами, побеждают, а потом начинается трагедия. У многих нет агентов, их не хотят брать на работу, они не проходят прослушивания. Это довольно болезненная точка оперного бизнеса. Слава Богу, не так давно в Сеуле, Пекине и Токио открыли большие оперные театры. Теперь у местных певцов появилась возможность работать у себя на родине. Также и русские певцы - многие из них хотят жить дома с семьей и детьми, ведь не каждому по душе частые и долгие гастроли, иные реальности. Кто-то хочет жить и работать у себя в Москве или у себя в Екатеринбурге, Петербурге, Новосибирске…

(Окончание следует)


14.03.2012


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии:

Гость | 11.04.2012 08:13

Все правда! Я сам являюсь действующим оперным певцом, ведущим солистом театра и подпишусь под каждым словом! А так же хотелось бы добавить еще и просто гигантскую проблему певцов среднего поколения. Мне 44 года и многим моим коллегам около этого. Это певцы в полном расцвете сил, творческого и актерского опыта, но как бы выбывающие вообще из жизни оперной ''тусовки''. Есть прекрасные голоса, артисты, которые находятся в унизительном положении на копеечных зарплатах, а ведь у них семьи и статус обязывает выглядеть, и быть здоровыми, стройными, а ведь это стоит больших денег. С артистами худ.руки театров и дирежеры обращаются как с марионетками-рабами, хуже чем прораб с подсобником на стройке. Раньше именно певец был, центром внимания в театре и это естественно, так как именно певцы поют и делают оперу, а теперь всю власть узурпировали дирежеры и худ.руки порой совершенно бездарные, но с бешеными амбициями и жаждой наживы, и собственной власти. Театры умирают потому, что там убивают певцов и набивают карманы безыдейные дирежеры и рвачи худ.руки театров. Под угрозой увольнения певцы молчат, а неудавшиеся исполнители не ставшие солистами и ставшие дирежерами, и худ.руками глумятся над певцами. Не бывает великих худ.руков, директоров и даже дирежеров, а бывают великие певцы, которые делают великие спектакли и именно эти спектакли приходят смотреть зрители, а не на то как машет руками дирежер и выходит кланится худ.рук с директором, до того всеми силами убивающие певцов и спектакль своей грубостью, надменностью и высокомерием к певцам на каждой репетиции. Потому театры и умирают, что там убивают саму соль, основу, главное на, что и на кого идет зритель - глумяться и убивают певцов! Раньше театр славился певцами и потому был нужен зрителю, а сейчас славится узурпаторами дирежерами, а кому они нужны, ведь они не поют и сидят в яме? :'( (за-то на троне!) Сейчас знаменитостей вроде Нетрепки и Хворостов. единицы, а в десятках Российских театрах трудятся - томяться на каторге, по вине всяких там режисеров, дирежеров и худ.руков, десятки талантливейших Российских певцов и все это с циничного попустительства насквозь корумпированного, безкультурного и равнодушного к оперному искуству - правительства! А редкое исключение среди дирежеров, лишь подверждает правила! Выход простой забрать власть у дирежеров, худ.руков и режисеров и передать творческим переизбираемым худ.советам из числа ведущих и не очень солистов. Возродить наконец профсоюзы театров. Должности худ.рука, директора театра и главных дирежера и режисера театра, сделать выборными и досрочно перевыборными коллективом театра. Провести всеобщую проф.атестацию солистов с увольнением всех проф.непригодных. И наконец увеличить зарплаты солистам в десять раз! Если это сделать, то театр и интерес к нему возродится, но следует понимать, что узурпировавшее власть руководство во главе с дирежерами и худ.руками, никогда на это не пойдут и это будет кровавый бой. Но я думаю можно пожертвовать несколькими одуревшими от власти дирежерами даже такими как Гергиев, чтобы спасти Российских певцов, а с ними и Российскую оперу. Как любят говорить сами дирежеры - незаменимых у нас нет! Пусть и они наконец на своей шкуре это поймут и прочувствуют! Им не нужны по настоящему красивые оперные голоса, на которые как-раз и идет зритель, а лишь правильно напевающие ритм по нотам ''певческие инструменты'' послушные и безмолвные марионетки - исполнители! Вот такое унизительное название нам певцам они придумали! Хотя мы их не называем - махалками кричалками и говорилками, какими они по сути и являются! Вот, что господа происходит в наших театрах!

Ответить

Гость222 | 19.06.2012 16:59

Согласен с Вами! Надо наконец переломить эту порочную систему, перейти к НЕидеальной, но более разумной западной системе контрактов, когда даже певцы второго плана отлично замотивированы на творческую деятельность - как возможностями для самореализации, так и достойными зарплатами.

Ответить

anna papadimitriou Greece | 05.12.2017 14:45

для оперы нужны талантливые певцы,α дирижеры должны меняться.

Ответить

ость | 20.05.2013 11:34

ДИРИЖЁР!

Ответить

Гость | 02.11.2013 23:50

Уважаемый господин Вдовин! Я с удовольствием смотрю конкурс "Большая опера". Сегодня я был крайне удивлён, когда Вы Немировича-Данченко провозгласили грузином. Ничего не имея против прекрасного, талантливого народа-грузин, всё же хочу напомнить, что Немирович-Данченко родился, правда в Грузии, но в ураинско-армянской семье. Мать - Ягубян Александра Каспаровна похоронена в Москве на армянском кладбище. Просто это детали, которые не мешало бы знать правильно. Искренне Аразян Гарник, кинорежиссёр, Москва. argarnik@mail.ru

Ответить

ГостьВоронцовская Лариса | 04.11.2013 20:57

Уважаемый Дмитрий Юрьевич! Смотрю "Большую оперу", очень придираюсь к ведущим, комментарии которых снижают высокий художественный уровень конкурса, и всегда восхищаюсь вами!!!Сожалею, что нет передач об искусстве пения на канале "культура", где можно было-бы вас слышать. Считаю, что только Вы можете комментировать оперные премьеры на этом канале. Мои симпатии не всегда совпадают с Вашими, но именно Ваши комментарии так убедительны и интересны, что вызывают восхищение! Была бы очень рада услышать Ваши выступления в Санкт-Петербурге и вместе с Вашими учениками. С уважением о огромной симпатией, музыковед Лариса Воронцовская.

Ответить

Гость | 11.01.2014 20:29

Во многом согласна с уважаемым Дмитрием Юрьевичем, но должна отметить, что одной из главных причин неустроенности многих талантливых оперных певцов, если не самой главной на сегодняшний день в Москве, является полнейшая закрытость либо вообще отсутствие и недоступность информации о прослушиваниях для простых смертных, окончивших вокальные отделения вуза, а не для тех, за кого попросил педагог или провёл концертмейстер. Таким образом, окончив вуз в пока ещё молодом возрасте, прекрасный талантливый певец с редким голосом, красивым тембром и всеми остальными знаниями и навыками, и безумным желанием петь и работать, просто напросто теряет время в поисках этой самой информации, а потом ещё и в поисках того самого "агента", который попросит устроителей прослушивания обратить на него внимание... Таким образом, певец теряет массу собственных денег и времени, проплачивая известные 100 часов с концертмейстером театра или организации, чтобы хоть как-то добраться до заветного прослушивания в труппу. Проходят годы...И когда, наконец, он добивается того самого прослушивания - получается такая история, что он не подходит по возрасту, уже не так прекрасно и свежо звучит, потому что стрессы и регулярные отказы в работе влияют на здоровье голоса... Вопрос - ЧТО предлагается делать тем, за кого не позвонят и не попросят? Идти в хор и гробить редкий голос? Искать другую работу не по профилю, хотя посвятил образованию в этой области всю жизнь с детства и отдал куч денег на репетиторов по языкам и педагогам? Стоять у дверей театра и ждать, когда оттуда выйдет кто-нибудь из дирекции? Как устроиться петь сольно, если на официальных сайтах театров прослушивания объявляются раз в год, и все мы знаем, кто пройдёт эти прослушивания..? Если таким образом создаются условия для трудоустройства молодых оперных певцов, - зачем набирать столько студентов в вуз? Берите 10 певцов всего и обучайте их, потом трудоустраивайте! У меня редкий голос - контральто, и я не могу уже полтора года устроиться петь сольно. У меня красивый тембр, я прекрасно озвучиваю большие залы, знаю партии, у меня хорошее резюме, внешность, портфолио, коммуникабельность, адекватность, опыт работы с оркестром и всё остальное. Более того, я не претендую на высокую супер-зарплату, мне просто нужна работа, работа своим голосом в своём репертуаре, вот и всё. Предлагаете идти в хор или уезжать за границу? ... Большое спасибо.

Ответить

Добрый Фей | 29.11.2015 01:43

Доброго времени суток))) для последней гостье с контральто Оствьте свой Email,и ссылку в YouTube. ..

Ответить