< №3 (141) Март 2016 >
Логотип
ВЕСТИ С НЕВЫ

«Желтые звезды» в Петербургской филармонии

Стартовавший осенью в Петербурге международный скрипичный фестиваль по своей «рассредоточенной» форме больше напоминает сезонный концертный абонемент с приглашением известных музыкантов. 29 января в Большом зале филармонии прошел очередной вечер фестивальной серии

Дата оказалась близка к Международному дню памяти жертв Холокоста, и название прозвучавшего во втором отделении оркестрового сочинения Исаака Шварца «Желтые звезды» стало названием всего концерта. Первое отделение было отдано солистам – скрипачу Максиму Венгерову, пианистке Полине Осетинской и трубачу Сергею Накарякову.

Вечер открылся знаменитой Чаконой из Второй партиты для скрипки соло Баха. В своем исполнении этой невероятной музыки Венгеров не стал подражать аутентичным штрихам, он придерживался романтической традиции с ее высоким пафосом и пронзительным трагизмом. Именно в такой манере исполнял баховскую Чакону Иегуди Менухин в Москве 1945 года на концерте, который в трансляции слушала Анна Ахматова и осталась под большим впечатлением от его игры. Строгий и возвышенный тон, взятый Венгеровым (профессором Международной академии И. Менухина в Швейцарии), сообщил настроение печали и одновременно искренности всему вечеру.

Вспоминать о скорбных событиях так, чтобы это не было простой формальностью, а стало предостережением будущим поколениям, – особое искусство, требующее серьезности и внутреннего сосредоточения. В первом отделении в промежутке между музыкальными номерами актриса Ксения Раппопорт читала «Письмо матери Виктора Штрума» из романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти обжигающие строки, боль «маленького» человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях фашистского гетто, были перенесены писателем в роман из письма собственной матери, арестованной в украинском Бердичеве и погибшей в ходе карательной акции по уничтожению еврейского населения. Созерцательно идиллическая вторая часть Второго фортепианного концерта Дмитрия Шостаковича и знаменитая иудейская молитва «Кол Нидрей» Макса Бруха стали музыкальным резонансом, усилившим воздействие звучащего текста. Выступившие в ансамбле с Академическим оркестром филармонии под управлением Владимира Альтшулера Полина Осетинская и Сергей Накаряков чутко уловили настроение аудитории. В переложении для трубы виолончельной сольной партии «Кол Нидрей» Накаряков сохранил присущую струнным певучесть и одновременно придал звучанию своего инструмента выразительную архаику, виртуозно владея тембром от звенящих верхов до матовых низов.

Концерт для оркестра «Желтые звезды» Исаака Шварца (с подзаголовком «Пуримшпиль в гетто») был создан в 1999 году под впечатлением от чтения записок одной из узниц каунасского гетто и посвящен памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего тысячи евреев, выдавая им подложные документы. В мае 2000 года под управлением Владимира Альтшулера на сцене Большого зала филармонии прошла премьера этого сочинения, приуроченная к празднованию Дня независимости Израиля. «Пурим» – один из самых веселых дней иудейского календаря, и его празднование в гетто несет в себе трагический смысл. Вместо торжества над врагами в конце произведения мы слышим расстрел. Блестящий кинокомпозитор Шварц создает буквально зримые образы народного танца, совместной молитвы и тревожного ожидания расправы. Сам музыкальный материал в отдельных местах напоминает симфонические полотна Густава Малера с их нервной взвинченностью и элементами народных попевок. Шварц подчеркнул, сделал еще ярче страдальческие образы, предугаданные Малером в самом начале XX века. Владимир Альтшулер в своем прочтении партитуры был больше сосредоточен на внешних эффектах, строгие хоралы у деревянных духовых сменялись безудержной стихией танца у скрипок, подражавших маленьким местечковым оркестрам, распространенным в первой половине XX века в еврейских поселениях. Слушая музыку Шварца, выросшего под Полтавой и вживую видевшего национальные праздники, понимаешь, что война страшна не только жертвами и разрушениями, но и тем, что она перерубает традиции, в которых живет дух народа. Важно помнить об этом и всеми силами стремиться к миру.

Фото Анны Флегонтовой: М.Венгеров, К.Раппопорт, П.Осетинская, С.Накаряков

Ковалевский Георгий
30.03.2016


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: