< №12 (160) Декабрь 2017 >
Логотип
ФЕСТИВАЛИ

ВЯТСКОЕ ЗАЖИГАЕТ ЗВЕЗДЫ

Фестиваль «Провинция – душа России» становится все более заметным. Один из его проектов проходит в Ярославской области.

Каких только фестивалей у нас сегодня не существует, и число их все растет. Большинство, как известно, концентрируется в Москве и Петербурге, меньше, но все же охвачены ими тринадцать других городов-миллионников, а также столицы республик и особо курируемые регионы (например, Дальний Восток и Владивосток в частности, которым всерьез занялся Валерий Гергиев). Между тем в Европе, откуда к нам пришла мода на фестивали, они затрагивают прежде всего небольшие городки. Впрочем, в Европе и нет ни одной страны с пятнадцатью миллионниками и даже одним городом, сравнимым по населению с Москвой, иначе фестивали проводились бы, разумеется, и в них. Как бы там ни было, но в практике европейских стран фестивальное движение распространено именно в провинциальных городах. Самые знаменитые примеры у всех на слуху: имя Моцарта сделало сонный Зальцбург центром мировой музыкальной культуры, имя Россини превратило в оперную Мекку захолустный приморский Пезаро. В России такие проекты еще впереди. Но кое-что уже делается. В том числе фестивалем «Провинция – душа России».

Одной из его площадок стало село Вятское Некрасовского района Ярославской области. В получасе езды от областного центра теперь существует настоящий оазис культуры (село получило статус историко-культурного комплекса, а его создатели – Государственную премию России за 2012 год). Фестивальные мероприятия проходят здесь каждую (!) субботу в течение всего сезона и собирают не только местных жителей, но и приезжую публику из Ярославля, Вологды, Костромы, Иванова, добираются и из Москвы и Петербурга. С моноспектаклем «Кабаре "Бродячая собака"» в Вятском уже выступила Юлия Рутберг, теперь ожидают приезда Вениамина Смехова и Татьяны Устиновой, в планах – выступления и других известных артистов и литераторов.

Хозяйкой позднеосенней субботы в Вятском стала оперная дива. Любовь Казарновская – художественный руководитель всего проекта – говорит, что делает круглогодичный фестиваль в Вятском, «веря в то, что провинция и есть тот ключ, тот дух, та сакральная тема, которая хранит код России с ее традициями, укладом, памятью предков»: «Все лучшее, что было нашей гордостью, мы воссоздаем на наших мероприятиях. Сколько великих людей дала провинция! И мы о них говорим, поем, музицируем и даем людям просветительско-любовный заряд в понимании духа страны и ее великого культурного наследия. У нас чудесные партнеры Олег Жаров и Лариса Коваленко, создавшие из "убитой" деревеньки Вятское городок-музей, ставший самым красивым малым поселением России, – это ли не воплощение национальной идеи?»

Казарновская привезла на фестиваль своих учеников и подарила публике необычный и незабываемый вечер под названием «Музыкальная гостиная – Вятское зажигает звезды». Это был одновременно и великосветский салон, наподобие того, что делали когда-то Зинаида Волконская или Полина Виардо, – только публика здесь самая демократичная (хотя, конечно, предельно интеллигентная), – и мастер-класс, приоткрывающий тайны вокального мастерства. Молодежь исполняла популярные арии, Любовь Юрьевна говорила с исполнителями о ролях, о музыкальных образах, указывала на неточности в интерпретации или технические ошибки, тут же пытаясь (и почти всегда успешно) их устранять. Публика очутилась в вокальной лаборатории знаменитой певицы, каждое слово которой, каждый совет, каждое указание дорогого стоят – точны, конкретны, образны, будят творческую фантазию. Казарновская, за плечами которой все великие сцены России и мира, – профессионал высочайшего класса, но в этот вечер особенно было видно, что это – большая личность и большой музыкант, а самое главное – вокальный педагог от бога, четко диагностирующий проблему и знающий, как ее устранить.

Молодежь в основном радовала – свежими голосами, красивыми тембрами, музыкальностью и стремлением максимально воспользоваться драгоценными советами. Вечер начался дуэтом Лизы и Полины из «Пиковой дамы» в исполнении сопрано Марины Полухиной и меццо Эльмиры Батицкой. Сольно Полухина исполнила арии Баттерфляй и Леоноры из «Силы судьбы», Батицкая – Эболи и Леди Макбет (актерски весьма убедила сцена сомнамбулизма). Тенор Евгений Болотский спел арию Ленского, сопрано Яна Сафонова – арию Амины из «Сомнамбулы» (пожалуй, вокально самый совершенный номер программы), а вместе они разыграли дуэт из «Богемы». Завершил вечер дуэт из «Лакме», спетый Сафоновой и Батицкой. Аккомпанировал молодым певцам весь вечер дуэт Георгия Мигунова (фортепиано) и Алексея Упрямова (скрипка).

На фото: Л. Казарновская со своими ученицами

Фото Киры Крайновой

Матусевич Александр
31.12.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: