< №11 (159) Ноябрь 2017
Логотип
ЗВЕЗДЫ XXI ВЕКА

Дмитрий Нилов: «АКАДЕМИЗМ – ГЛАВНОЕ В МОЕЙ РАБОТЕ»

Известный всем, кто интересуется классической гитарой, Дмитрий Нилов с 2003 года дал сотни концертов в филармонических залах, проехав страну от Калининграда до Владивостока. Выступал в Испании, Бельгии, Франции, Германии, Нидерландах, Литве, Украине, Белоруссии. Тем не менее актуальную информацию о нем найти непросто, его имя редко появляется в афишах гитарных фестивалей. Почему?

Гитарная техника как спорт (когда виртуозность – цель, а не средство) или иллюстрация (чистое прочтение нот и не более) – это не про Дмитрия Нилова. Его путь – искусство, стремление познать не просто музыкальный инструмент, а через инструмент – великое таинство музыки. Этот познавательный процесс проявляется в индивидуальности исполнительского таланта: в сочетании чувства формы и уникального туше (способам прикосновения к струнам кажется несть числа), мощности и чистоты звука и, соответственно, в удивительной изысканности и объемности звучания инструмента.

Его путь к признанию у профессиональных исполнителей не был гладким, как, вероятно, любой достойный путь, особенно в искусстве: от Дмитрия потребовались не просто труд, нацеленность на результат, талант, но и способность принимать решения, которые многие сочли или еще сочтут непопулярными. Но обо всем по порядку.

НАЧАЛО

Музыка вошла в его жизнь с раннего детства: отец – профессиональный музыкант и классика постоянно звучала в доме. С пяти лет Дмитрий начал заниматься с педагогом по фортепиано, в какой-то момент очень хотел играть на скрипке. Но в десять судьба подарила ему другие струны – гитарные. «Подарок» оказался знаковым, и уже через два года пришли первые успехи на детских городских и областных конкурсах.

 После окончания ДМШ (педагог С.А. Солтан) и музыкального училища в родном Смоленске (педагог В.Ф. Павлюченков) Дмитрий Нилов поступил в РАМ им. Гнесиных, класс профессора А.К. Фраучи. За время учебы в академии он дважды становился лауреатом одного из самых престижных в мире конкурсов гитаристов – Printemps de la Guitare, который проходил под патронатом королевы Бельгии Фабиолы и входит во Всемирную федерацию конкурсов (WFIMC, Charleroi). Дмитрий получил прекрасные отклики специалистов и прессы, отмечавшие незаурядное музыкальное дарование самого молодого финалиста из России. Продолжение участия в конкурсах казалось перспективным и логичным, но в 2003 году (ему было 24) музыкант отказывается от дальнейших состязаний в пользу концертной деятельности.

Позже он скажет в одном из интервью, что сам принцип соревновательности в музыке вызывает у него недоумение. В конце концов музыка не спорт, и объективность на подобного рода мероприятиях весьма условна. На самом деле причина отказа от конкурсов была не только в этом: Дмитрий хотел играть за гранью возможного, используя весь динамический диапазон инструмента. Примеров подобного концертного исполнительства в истории еще не было. 

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

В начале 1990-х набирал обороты новый стиль игры, имевший существенные отличия от классической техники, которую использовали Франсиско Таррега, Эмилио Пухоль, Мигель Льобет, Андрес Сеговия, Джон Уильямс – почти все выдающиеся гитаристы XIX–ХХ веков. Иная постановка рук воспринималась как «новое слово», которое приведет к революционному прорыву и новой эстетике гитарного звука.

Дмитрий Нилов, считающий главным в своей работе академизм и полное соблюдение классических исполнительских традиций, новых веяний не принял. Он не просто играл с классической постановкой правой руки – она была фундаментом в его стремлении совершенствовать свою технику и в работе над музыкой. «На кону» стояли, с одной стороны, предпочтение музыкантом классической постановки руки и соответствующей ей эстетики концертного звука инструмента, с другой – вопрос о перспективе участия в международных конкурсах, где все большей благосклонностью пользовалась эстетика звука, основанная именно на «современной» постановке, что было заметно уже невооруженным взглядом.

Справедливости ради нужно отметить, что Дмитрий пробовал играть с новомодной постановкой, но отказался, так как понял, что ее применение автоматически сужает возможности в области динамики и, соответственно, фразировки. Для гитариста это было неприемлемо, так как он ориентировался на исполнение музыки, в которой вопросы динамики играли существенную роль. И в итоге оказался чуть ли не в полном одиночестве: ведь сегодня практически невозможно увидеть на сцене гитаристов с классической постановкой. В числе аргументов против – мнение, что классическая техника устаревшая и даже вредная для здоровья. Сложившуюся ситуацию комментирует Дмитрий Нилов:

— Я так и не смог найти этому объяснения. Так называемая устаревшая постановка основана на мышечной свободе и имеет в этом отношении перед современной очевидные преимущества. Я выбираю классическую постановку, потому что нахожу для себя больше возможностей – в динамике, артикуляции, тембральной палитре. Но в начале 2000-х были сомнения – я пытался понять, стоит мне или нет вносить коррективы в свою технику игры. Было много сомнений, но, к счастью, мне очень повезло – я познакомился с уникальным российским мастером Тимофеем Ткачом. У нас были идентичные взгляды на классическую гитару и на исполнительство в целом. Мы не просто смотрели в одну сторону, мы были в постоянном поиске истины, он – в изготовлении гитар, я – в исполнительстве. Намеренно не говорю, что Тимофей Ткач – «гитарный мастер», так как он является лютье (Luthier), что подразумевает более широкий спектр деятельности по изготовлению не только гитар, но и других струнных инструментов: например, скрипок и альтов. Эта встреча была для меня как глоток свежего воздуха. В мастерской я познакомился со многими профессиональными музыкантами, такими, как прекрасный скрипач Алексей Кошванец, сегодня – профессор Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных. Мы часто беседовали, обменивались мнениями о музыке, инструментах, исполнителях, методических проблемах, концертной деятельности. Для меня это была серьезная школа.

Переломным моментом стала встреча Дмитрия Нилова с Пепе Ромеро, находившимся на гастролях в России весной 2003 года. Благодаря двухдневному общению с мэтром классической гитары, обмену мнениями, опытом и как результат – одобрению маэстро исполнительских предпочтений Дмитрий сделал окончательный выбор. В пользу концертов! Именно они должны были решить, насколько оправданы его предпочтения в исполнительской технике и эстетике звука.

 С первых же концертных выступлений на Нилова обратили внимание и публика, и специалисты российских филармоний. К концу нулевых формируется исполнительский стиль Дмитрия Нилова, который с каждой новой программой все больше раскрывает индивидуальность музыканта, в основе которой – уникальное сочетание чувственности с интеллектом, мощности и широты динамического диапазона с технической и эмоциональной рафинированностью. Как результат – абсолютно индивидуальная звуковая палитра гитары в зале. Высокая оценка профессионалов и благодарные комментарии слушателей подтвердили: он победил в своем главном испытании, к которому шел многие годы – испытании профессиональной сценой.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

В настоящее время Дмитрий Нилов сконцентрировал внимание на работе в интернете. Музыкант консультирует гитаристов (в том числе онлайн) по вопросам техники, независимо от того, с какой постановкой рук они играют, ногтями или без, – главное для него поддержать тех, кто хочет повысить свой исполнительский и методический уровень. На канале Творческой мастерской Дмитрия Нилова (Classics on Sound DN) в YouTube https://www.youtube.com/channel/UC-Gvac7mdYU18XL1HACyMuw публикуются учебные ролики о технике игры на классической гитаре, которые сопровождаются комментариями и пояснениями. Музыкант наглядно показывает, как классическая постановка помогает добиться сбалансированного звучания, мышечной свободы, безграничных возможностей туше, ровного динамичного тремоло – всех тех технических составляющих, которые и формируют исполнительский стиль и индивидуальную звуковую палитру. Дмитрий Нилов считает необходимым обосновать свою точку зрения о важности использования классического исполнительского опыта гитаристов ХIХ–ХХ веков:

— Когда мне задают вопрос о том, как коротко сформулировать, что является главным в моей работе над музыкой, я без колебания отвечаю, что это академизм. Академизм для меня – вопрос личной исполнительской дисциплины и соблюдения классических традиций. В работе над музыкой я всегда опирался и опираюсь на опыт всего исполнительства, история которого связана с постоянными решениями более сложных вопросов техники. У гитаризма есть очень серьезная и важная особенность – на фоне более чем существенных психологических нагрузок крайне высокая зависимость творческих результатов от состояния физических и физиологических показателей музыканта: эластичности мышц и суставов, пластики и свободы запястий и пальцев, чувствительности подушечек пальцев, качества ногтей, их длины и формы. В связи с этим именно самодисциплина и требовательность к самому себе на подготовительном этапе являются определяющими факторами для современных гитаристов, если они хотят соответствовать канонам академического стиля и постоянно совершенствоваться.

…Если сегодняшнюю ситуацию рассматривать не как спор между гитаристами, а как проблему академического исполнительства, вероятно, будет полезным не только обмен мнениями по вопросам техники гитаристов на конференциях, но и широкое обсуждение, в том числе в СМИ.

Личный сайт Дмитрия Нилова  http://dmitrinilov.com/

Сайт Творческой мастерской Classics on Sound DN http://classicsofsound.com/ru/classica-zvuka-html

Канал Дмитрия Нилова на YouTube  https://www.youtube.com/channel/UCh9ws6owcbxtd0wMrxINMcw

Шубенко  Наталья
30.09.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: