< №4 (131) Апрель 2015 >
Логотип

НЕЖНЫЙ ТЕАТР ЕЛЕНЫ МАТУСОВСКОЙ

Театрализованный концерт­-поздравление к 85-летию концертмейстера Елены Матусовской прошел в Концертном зале Мариинского театра. Среди поздравлявших была и Анна Нетребко.

Анна прибыла в свой любимый со студенческих лет город на пути из Милана в Цюрих, где участвовала в серии показов оперы «Анна Болейн» Доницетти, исполняя заглавную партию в постановке классика оперной режиссуры итальянца Джанкарло дель Монако под управлением украинского дирижера Андрия Юркевича. После Цюриха певица отправилась в Вену - выступила в этой же партии в Венской государственной опере в спектакле Эрика Дженовезе, также под управлением маэстро Юркевича.

На вечере в честь Елены Матусовской любимая воспитанница юбилярши Анна Нетребко завершила первое отделение, исполнив два романса Римского-Корсакова – «Не ветер, вея с высоты» и «Звонче жаворонка пенье». Неторопливо (как было задумано режиссером) она вышла в легком, живописно струящемся бледно-зеленом, по-импрессионистски усыпанном цветами платье – под стать колористике двух этих пейзажных романсов, преподнося своим пением фантастический букет из тончайших ароматов. Ее звонкий, полетный, энергичный, богатый голос словно был призван живо напомнить ту юную Аню Нетребко, только что пришедшую из консерватории в класс Елены Матусовской, с радостью взявшей ее под крыло.

Концерт элегантно срежиссировал солист Мариинского театра, питомец Елены Матусовской баритон Евгений Уланов, постаравшись соблюсти ту теплую, тихую, интеллигентную интонацию, которой каждый раз встречает их в своем классе 314 в Мариинском театре дорогая Елена Константиновна. И это ему прекрасно удалось. «Это жизнь», – ответила юбилярша на реплику журналиста о том, каким живым и неординарным получился концерт.

Первая часть стала романтическим венком романсов Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова. Певцы разных поколений, занимающиеся много лет в классе Елены Матусовской, сплетали его в элегическом, как бы сновидческом полутемном пространстве. Одетые в костюмы конца XIX - начала ХХ века сопрано, тенора, баритон и меццо-сопрано нежно признавались друг другу в любви, изливая тоску по возлюбленным, отчаиваясь, разочаровываясь, идеализируя и вновь безответно влюбляясь.

Для каждого из выступавших этот вечер стал одной из высших точек их исполнительского мастерства, а здесь встретились представители разных поколений, включая таких мастеров, как Юрий Марусин и Нина Романова. Сама же виновница торжества – Елена Константиновна Матусовская появилась у рояля, словно зажегшаяся свеча, из темноты, начав безыскусно, как бы настраивая струну души, играть одноголосное вступление к знаменитому «Жаворонку» Глинки. Она была весь вечер за роялем, изумляя своей стойкостью и неиссякаемой музыкальностью.

Второе отделение представило оперную ипостась вокально-концертмейстерского мастерства. Легендарный ленинградско-петербургский тенор Юрий Марусин выступил со знаменитым ариозо Канио «Смейся, паяц» Леонкавалло. Меццо-сопрано Злата Булычева предстала свободолюбивой и взрывоопасной Кармен в трагической финальной сцене одноименной оперы вместе с тенором Евгением Акимовым. Драматическое сопрано Екатерина Шиманович победительно спела Ritorna vincitor из «Аиды» Верди. Анна Нетребко, к слову, споет Аиду через два года на Зальцбургском фестивале под управлением Риккардо Мути. Пока что она привела поклонников в восторг своим ариозо Манон In quelle trine morbide из «Манон Леско» Пуччини. Надо было видеть, с какой дочерней нежностью обняла Анна дорогую Елену Константиновну. После легкомысленного цветочного платья во втором своем появлении Анна вышла в строгом черном платье, хотя и с открытыми плечами и спиной, словно решив показать неизбежность «воспитания чувств» в достижении абсолютной вокально-драматической свободы, которое продемонстрировала в новом амплуа романтической героини. Эту свободу вкупе с режиссерскими способностями она предъявила и в облике комически временно неприступной Адины из «Любовного напитка» Доницетти, шикарно разыграв сцену вместе с тенором Сергеем Скороходовым. Неуемной энергией юности заряжалась за роялем и Елена Матусовская, тем самым отвечая на вопрос о секрете ее молодости.  

Дудин Владимир
28.04.2015


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: