< №2 (118) Февраль 2014 >
Логотип

ГОЛОСА ИЗ САН-ФРАНЦИСКО

30 января в Концертном зале Мариинского театра впервые в северной столице выступил знаменитый мужской певческий ансамбль из Сан-Франциско «Chanticleer». Посвященная извечной теме любви программа называлась «Он и она» и включала в себя вокальные миниатюры разных стран и эпох, от средневековых немецких мистических песнопений Хильдегарды Бингенской до современных обработок американских госпелов.

При всей своей пестроте концерт разительным образом отличался от популярных ныне попурри, где публика надеется услышать смачные хиты и не особо задумывается над смыслом. Насчитывающий 12 мужских голосов от баса-профундо до контратенора «Chanticleer» своеобразно являет собой лучшие стороны американской цивилизации, а именно – искреннюю открытость ко всему новому, решительную готовность осваивать непривычные образцы и стремление в чем-то даже перещеголять настоящих носителей традиции. Сталкивающиеся направления оказываются слитыми в некий мультикультурный котел, в котором каких только нет ингредиентов, но все вместе получается очень вкусно.

Первое отделение программы было посвящено классической музыке от Палестрины до Барбера: безукоризненная чистота интонирования, удивительная тембровая слитность и абсолютная органика позволяли ощутить прелесть всех представленных стилей. В почти сонористических созвучиях ренессансных песнопений (Андреа Габриели, Томас Луи де Виктория) слышалось эхо грандиозных католических соборов, а в романтических обработках Мендельсона и Брамса словно запечатлелись уютные камерные залы немецких салонов. Создание иллюзии пространства – наверное, одно из высших умений, продемонстрированных певцами. При том, что со дня своего основания в 1978 году состав ансамбля неоднократно менялся, общий принцип совместного музицирования всегда оставался, и каждый участник – не просто певец со своими яркими характеристиками, но, прежде всего, член единого вокального «инструмента». В выступившем на петербургской сцене составе самый опытный – импозантный бас Эрик Алаторре, он поет в «Chanticleer» уже 24 года, а новичок – великолепный чернокожий баритон Маркес Джерелл Рафф – всего полгода, но оба вокалиста абсолютно органично смотрелись в коллективе.

Второе отделение вечера было посвящено современным хоровым миниатюрам, обработкам народных песен и госпелов. Конечно, музыканты везде сохраняли академическую строгость и внимание к каждому нюансу, но все же чувствовалось, что родной англоязычный репертуар им ближе. Папки с нотами откладывались в сторону, и начиналась увлекательная игра, в которой были и ведущие солисты, и «группа поддержки». Голос удивительного контратенора Кортеса Митчелла в госпеле «Бедные пилигримы печали» взвивался ввысь и замирал на нижних нотах, звучал почти как женский: красочный, богатый обертонами и ровный во всем диапазоне. Специально для русских зрителей ансамбль подготовил знаменитых «Коробейников» в обработке Константина Шведова. Услышав русский язык, публика с восторгом принялась прихлопывать на каждой доле, что даже немного смутило артистов, не ожидавших такой бурной реакции. А после окончания концерта певцы вышли в фойе, где каждый желающий мог попросить автограф, сфотографироваться с понравившимся участником ансамбля и, конечно, поблагодарить за доставленные мгновения радости.

Ковалевский Георгий
19.02.2014


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: