< №3 (152) Март 2017
Логотип
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Партия игры по методу Германа Гессе

Современный статус культурологии – метанаука, предметом которой является ситуация в эпоху заката собственно культуры. Аналогичную функцию выполняет симфония – жанр, завершающий развитие западноевропейской музыкальной культуры. Следовательно, сонатно-симфонический цикл – наиболее уместная метафора культурологии.


Искусство закончено, забудьте!

Раньше проснулся бы в холодном поту, с пересохшими губами, привидься такое: музыка, искусство вообще – лишь краткий миг человеческого бытия, миг, безусловно, яркий, вдохновенный, но мало что значащий в необозримой истории людей


ПРЕМЬЕРЫ

Время «Идиота»

На Новой сцене Большого театра прошла премьера последней оперы Мечислава Вайнберга


С любовью о нелюбви

Премьера оперы «Не только любовь» в постановке Александра Кузина состоялась в Концертном зале Мариинского театра


Египет у подножия Арарата

В Армянском театре оперы и балета имени Спендиарова – новая «Аида»


РАРИТЕТЫ

Исповедь Баха

Совершавший турне по городам Европы с заездом в Турцию Фрайбургский барочный оркестр впервые выступил в Москве


Маттиас Гёрне: «Мало знать алфавит – надо уметь читать»



Феликс Мендельсон – знакомый и не очень

Павел Домбровский – нечастый гость на московской филармонической эстраде. Нечасто встретишь и программу, полностью посвященную произведениям Ф. Мендельсона.


Опричь всего

Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского продолжила филармонический абонемент «История государства российского» «Опричником» Чайковского


ИМПРОВИЗАЦИЯ

Роман Столяр: «Я люблю быть разным»

Новосибирский композитор и пианист рассказывает о современном джазе и новой импровизационной музыке, методах преподавания импровизации и джазовой журналистике


СОБЫТИЯ

Шостакович до «Сумбура»

Национальный филармонический оркестр России и дирижер Константин Хватынец представили балетную программу


Цирковая флейта

«Волшебная флейта» в немецкоговорящем мире – как «Евгений Онегин» в русскоязычном: эту народную оперу-­зингшпиль ставят повсеместно, а учитывая любовь Германии к необычному режиссерскому высказыванию, каждый из оперных домов стремится придать ей ни на что не похожий образ. За создание такового в Дрезденской государственной опере отвечал режиссер Ахим Фрайер, чья концепция последнего моцартовского шедевра в России известна по его спектаклю в «Новой опере» (2006).


С мечтой о бельканто

В Концертном зале и на Новой сцене Мариинского театра в исполнении солистов театра и Академии молодых певцов состоялась серия концертов из цикла «Мастера бельканто», куда вошли оперы «Сомнамбула» и «Капулети и Монтекки» Беллини, а также «Россини-гала». Впереди – «Сорока­-воровка» Россини и «Лукреция Борджиа» Доницетти.


Аргентинское чудо

Франко Фаджоли открыл в Москве IV фестиваль «Опера априори»



ЭХО «НЕДЕЛИ МОЦАРТА»

Марк Минковский: «Зальцбург – место, где хранят традиции»

Основатель и лидер оркестра «Музыканты Лувра», теперь руководитель Национальной оперы Бордо Марк Минковский – блестящий интерпретатор музыки барокко и классицизма, но не только. Десять лет назад под его управлением в Москве исполнялась опера «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, отмеченная двумя «Золотыми масками». А пять последних лет маэстро руководил зальцбургским фестивалем «Неделя Моцарта», где был инициатором двух постановок на музыку Моцарта с участием конного театра.


Джованни Антонини: «Если кто-то говорит “Так звучало у Гайдна”, он обманщик»

Имя дирижера и флейтиста Джованни Антонини уже более тридцати лет связано с созданным им барочным ансамблем Il Giardino Armonico. Два года назад Антонини совершил радикальный выход за рамки привычного репертуара, представив шокирующе свежее прочтение «Нормы» Беллини, тогда же начал запись всех симфоний Гайдна, завершить которую планирует в 2032 году.


ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Немецкая опера по финскому эпосу

В финском Турку с большим успехом прошла серия премьерных спектаклей «Калевальцы в Похъёле»: опера, написанная Карлом Мюллером-Бергхаусом, ждала выхода к публике почти 130 лет


Готы в опере

Красноярский театр оперы и балета в восьмой раз проводит «Парад звезд в Оперном»


Хоровой парад на Масленицу

В последнюю неделю февраля в Мариинском театре прошел II Международный хоровой фестиваль «Поющая Масленица»


«Неизвестная Россия»

Петербургский фортепианный ансамбль «ПетРо Дуэт» представил в Таллине концертный проект, знакомящий публику с музыкально-историческими раритетами


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Здесь музы не молчат

«С начала года в результате военных действий на Донбассе погибли 16 мирных жителей», «...вооруженные силы Украины за сутки нанесли по ДНР более 100 ударов» – молодые музыкантки из Москвы привыкнуть к таким сообщениям СМИ за годы гражданской войны в сопредельном государстве так и не смогли. Желание помочь жертвам политических игр вылилось в совместный проект Людмилы Мадоновой с МБФ «Донбасс-Добро» (donbassdobro.ru).


ЖИЗНЬ ОРКЕСТРА

«Джаз – он всегда…»

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема в представлении не нуждается: он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый долгоживущий джазовый коллектив в мире. Последнее десятилетие его возглавляет выдающийся пианист, автор двух десятков сольных пьес и более 170 аранжировок – народный артист России Борис Фрумкин. Закономерен вопрос: каково сегодняшнее лицо оркестра?


ЖИЗНЬ ТЕАТРА

Наталья Русанова: «Работаем по всем фронтам»

Трех солистов Красноярского музыкального театра отметил краевой фестиваль «Театральная весна» прошлого сезона. Итоги этого года пока неизвестны. Зато директор театра любезно ответила на все вопросы нашего корреспондента, побывавшего в Красноярске.


Штрихи к портрету театра

Второй год подряд софиты «Золотой маски» высвечивают Самарский академический театр оперы и балета


Театр «Софит»: светить всегда!

За шоу «Эх ты, Масленица-пересмешница!» этому коллективу присуждена Всероссийская профессиональная премия «Грани Театра масс» в номинации «Лучший театр на открытом воздухе»


ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Владимир Егоров: работа во имя будущего детей

Министр образования и науки Республики Саха (Якутия) о важнейших республиканских проектах в области культуры и образования


Новая эра музыкальной педагогики

В третье тысячелетье музыкальное искусство вошло с новым, медийным качеством звукового потенциала. На вопрос, что в этой ситуации делать учителю музыки, ответ один – учиться. Тем музыкантам, кто не зациклен на стереотипах, возможность двигаться вперед предоставляет первая в нашей стране Учебно-методическая лаборатория музыкально-компьютерных технологий Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).


ВЕСТИ ПОДМОСКОВЬЯ

Готовьтесь к погружению в музыку

Уже не первый сезон подмосковную Балашиху украшают музыкальные проекты, осуществленные под руководством заместителя руководителя Управления культуры городского округа Марины Черновой


ЖИЗНЬ ВУЗА

ИСИ – знак качества

25 лет назад Институт современного искусства получил лицензию № 1, став пионером в ряду негосударственных образовательных учреждений. Как столичный вуз живет сегодня, чем славен, рассказывает его ректор Ирина Наумовна СУХОЛЕТ.


ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

Вокалист – человек парящий

Кому как не вокальным педагогам знать, сколь бережного отношения требуют и певческие голоса, и их обладатели. Треснула скрипка – купи другую, «сломался» голос… Поэтому вокальные факультеты – это в определенном смысле лаборатории тончайших технологий. И вокальное отделение Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова – тому доказательство.


Народов много, а страна одна

Проект «Национальное социально-культурное пространство: традиции и современность» задуман год назад и реализован в минувшем феврале Республиканским музыкальным колледжем Ижевска, он стал явлением в культурной жизни всего Приволжского федерального округа


Два десятка лет – как миг

Что связывает филиал Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова с Государственным концертным оркестром Якутии?


ЖИЗНЬ ШКОЛЫ

Детский театр как ветвь искусства

У нас в стране действительно создано единое пространство для направления «Искусство театра для детей»! И вот доказательство: 23 февраля завершился в Москве III Всероссийский детско-юношеский фестиваль-конкурс «Зимние Театральные Игры».


Дадим автобус детям

Лауреат конкурса «100 лучших школ России – 2016» от Ульяновской области не ограничивается приобщением детей к духовной музыке, многие из них так или иначе связаны с фольклором и народным творчеством. Сегодня Майнская ДШИ им. В.Н. Кашперова нуждается в поддержке и свое обращение адресует всем неравнодушным.


Ось творчества смещается к востоку

В апреле-мае будет проходить VI творческая школа «Мастер­-класс для преподавателей и учащихся образовательных учреждений культуры и искусства Уральского региона», на которую съедутся участники со всей страны


На службе у современного искусства

Бах, Лист, Прокофьев – привычные «гости» в музыкальных школах. Ну а к авторам-современникам там относятся, как правило, с осторожностью. Не так в самарской ДМШ № 14, где одним из самых ярких направлений деятельности сделали музыку XXI века.


«Опять весна на белом свете» и другие

Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать: ДМШ № 1 им. А.С. Данини, знакомая внимательному читателю (см.: «Играем с начала», 2016, № 9), прошла испытание временем. О подготовке к празднованию 65-летия новороссийской школы и о ее буднях, которые никак не назовешь серыми, рассказала директор Ирина Николаевна Ярышева.


Город юности встречает весну

В Комсомольске-на-Амуре оживленно. Но волнение вызвано приближающимися торжествами по случаю его 85-летия, и музыкальная школа города, как всегда, в гуще культурных событий.


Дыхание баяна

Глинка как-то сказал: «Музыка – душа моя». Петербурженка Галина Лещенко, перефразируя, говорит: «Баян – душа моя».