< №5 (121) Май 2014 >
Логотип
ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

МУЗЫКА СВЕТЛОГО ПРАЗДНИКА

По традиции, торжественное открытие Московского Пасхального фестиваля состоялось в Большом зале Московской консерватории в Пасхальное воскресенье. Во временной отрезок от Пасхи до Дня Победы фестиваль не уместился, как это было уже не раз. В этом году фестиваль стартовал за пять дней до официального начала концертами в Калининграде, охватил все крупные северо-западные города России, вобрал в себя премьеру «Лоэнгрина» в Мариинском театре и только после этого добрался до Москвы.


РОССИЙСКО-БАВАРСКИЙ ГИМН, АРВО ПЯРТ И «СУЛИКО»

Коллективы из шести стран стали участниками хорового гала-концерта, прошедшего в Концертном зале им. П.И. Чайковского 7 мая


«ТРУБАДУР»: МОГЛО БЫТЬ И ЯРЧЕ…

Кульминационной точкой, своеобразным итогом Московского Пасхального фестиваля всегда становился заключительный концерт долгого, порою изнурительного всероссийского марафона, проводимый в столице. Чаще всего он приходился на День Победы – впрочем, как и в этот раз. В то же время, учитывая театральную специфику института-устроителя и главного фигуранта фестиваля – Мариинского театра, значимыми вершинами его программы всегда становились оперные проекты. В этом году оба обстоятельства совпали: на заключительном концерте 9 мая в Большом зале Московской консерватории давали оперу в концертном исполнении.


СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ

УДИВИ МЕНЯ!

Международный фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны» появился четыре года назад как приношение «Русским сезонам» Сергея Дягилева и на новом уровне развивает заложенную в них идею синтеза искусств. Тему фестиваля этого года можно было обозначить так: «Театр в музыке – музыка в театре».


«ПРАВИЛА И СВОБОДЫ»

Под этим названием 22 апреля прошел концерт в Большом зале Новосибирской консерватории, демонстрирующий возможности сегодняшнего взаимодействия музыки опусной, фиксированной в нотах, и музыки импровизационной, рождающейся здесь и сейчас. Первую представляли Наталья Багинская (орган) и Маргарита Аунс (кларнет), непредсказуемость и искрометную фантазию демонстрировали пианисты Рафаэль Судан (Швейцария) и Роман Столяр (Новосибирск).


«OPERAHAUSE»

24 апреля в Камерном зале Новосибирской филармонии участники «Сибирских сезонов» из Екатеринбурга – камерный оркестр Harmonia caelestis под управлением Яны Анненковой и танцевальная компания «Окоем» под руководством Александра Гурвича – представили спектакль «OPERAHAUSE». В его основе – редко исполняемая музыка А. Вивальди, Г. Перселла, И.С. Баха, А. Корелли, Г.Ф. Генделя, С. Ланди, Дж. Дауленда и современная хореография Александра Гурвича.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

ТОРЖЕСТВО ВОСКРЕШЕНИЯ РАРИТЕТА

Московский камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского продолжает постановки опер с двойным авторством. После «Идоменея» Моцарта – Р. Штрауса и «Трех Пинто» Вебера – Малера здесь представили оперу-ораторию «Лазарь, или Торжество воскрешения» Шуберта – Денисова. Инициатор, идеолог и дирижер-постановщик всего проекта - музыкальный руководитель театра Геннадий Рождественский.


«СОЛОВЕЙ» ПРИЛЕТЕЛ В «ГЕЛИКОН»

Короткая, но очень сложная для исполнения, причудливо ориентальная опера Игоря Стравинского «Соловей» по одноименной сказке Андерсена в России ставится редко. Раритетный список этих постановок пополнила премьера в московском театре «Геликон-опера».


«Фауст» в панораме оперы

Премьера «Фауста» в Ростовском музыкальном театре состоялась в конце прошлого сезона, и эту масштабную работу, отличающуюся редкой по нынешним временам целостностью и продуманностью постановочного замысла, московская публика никогда бы, наверное, и не увидела, если бы не I фестиваль «Российская оперная панорама», предоставивший бессмертному шедевру Гуно вечер открытия 16 апреля


«ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ…»

В конце апреля Екатеринбургский театр оперы и балета выпустил премьеру «Евгения Онегина» Чайковского – оперы, символизирующей «наше всё» не меньше, чем роман в стихах Пушкина. Главная интрига нового спектакля заключалась в интернациональности постановочной команды: возглавил ее режиссер из Швейцарии Дитер Мартин Каэги.


ЭРЗАЦ-ОПЕРА

Апрельская премьера «Аиды» Верди в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко предстала самым настоящим эрзацем оперного жанра


СОБЫТИЯ

ВЕНСКИЙ ВОЗДУХ МОСКВЫ

Маэстро Кент Нагано и Российский национальный оркестр 26 апреля представили программу из сочинений Моцарта и Брукнера в Концертном зале им. П.И. Чайковского


О, НЕ БУДИ МЕНЯ, ДЫХАНИЕ ЗИМЫ…

В мире оперы обольстительный красавец Йонас Кауфман давно фигура культовая. К радости его поклонниц в нашей стране в середине апреля знаменитый тенор-баварец выступил в Большом зале Московской консерватории на фестивале «Опера априори».


ВЕСЕННИЙ ГОЛОС ДИНАРЫ АЛИЕВОЙ

21 апреля в Большом зале Московской консерватории состоялся сольный концерт Динары Алиевой, выступившей в сопровождении Российского национального оркестра под управлением Константина Орбеляна


ТИХИЕ ПЕСНИ ГРИГОРИЯ СОКОЛОВА

Выдающийся пианист современности Григорий Соколов дал свой традиционный ежегодный концерт в Большом зале Петербургской филармонии, в монографической программе которого была музыка Шопена


ВОСХОЖДЕНИЕ ВАРТАНЯНА

Сольный концерт в Большом зале Московской консерватории для того, кто оказался на сцене, рядовым быть не может. Это как взойти на Эверест в одиночку – никто не подстрахует, но следить за подъемом будут очень внимательно. 22 апреля вызов вершинам фортепианного мастерства бросил пианист Вазген Вартанян.


ПРЕОДОЛЕТЬ ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

26 апреля в Хельсинкском музыкальном центре прошел концерт Финского камерного оркестра под управлением его художественного руководителя и дирижера Юкка-Пекка Сарасте


НА БАХОВСКОЙ ОРБИТЕ

С 15 по 20 апреля в Петербурге состоялся фестиваль «Лики современного пианизма», по традиции проходящий на сцене Концертного зала Мариинского театра два раза в год, зимой и весной



СОВРЕМЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

РОМАНТИК БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА

В Большом зале Московской консерватории 25 апреля прошел авторский вечер Андрея Головина


Юрий КРАСАВИН: «В ИДЕАЛЕ Я ПРИДУМЫВАЮ АЛГОРИТМ»

Один из самых прогрессивных и креативных композиторов Петербурга рассказывает о себе, о своем окружении и о принципах своей музыки


Толибхон ШАХИДИ: «ИНТУИЦИЯ – ОСНОВНОЕ СОСТОЯНИЕ КОМПОЗИТОРА»

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Зиядулло Шахиди – основателя профессиональной композиторской школы в Таджикистане и главы музыкальной династии, самый заметный представитель которой – композитор Толибхон Шахиди. Сегодня сочинения Т. Шахиди звучат по всему миру и вызывают интерес исследователей: в апреле вышла книга «Времен контрасты», в которой собраны интервью, статьи, эссе, письма друзей и коллег композитора. Своими размышлениями и воспоминаниями Т. Шахиди поделился с читателями «Играем с начала».


МУЗЫКА ПЛЮС

Ежегодный фестиваль «Экспозиция XXI» в Нижнем Новгороде – это творческая лаборатория молодых композиторов и исполнителей современной музыки. 27-28 апреля уже в четвертый раз музыканты собрались в стенах Нижегородской консерватории для того, чтобы поделиться друг с другом и со слушателями своими творческими находками.


ПОРТРЕТЫ

Иван ВЕЛИКАНОВ: «ЕСЛИ ДИРИЖЕР НЕ НУЖЕН, ЛУЧШЕ ИГРАТЬ БЕЗ НЕГО»

На вопрос о своей профессии он отвечает просто: «Я – музыкант». Действительно, трудно более емко уместить в одном слове весь разнообразный круг интересов молодого московского дирижера, композитора, мультиинструменталиста, создателя и художественного руководителя первого в России ансамбля старинных духовых инструментов Аlta Capella Ивана Великанова. Поводом для беседы послужил его дебют в качестве оперного дирижера в Государственном театре оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона.


Алексей КРУГЛОВ: «Я ЧЕТКО ВИЖУ СВОЙ ПУТЬ»

28 апреля в Москве, в Еврейском культурном центре, в рамках цикла «Импровизация нового века» прошел авторский вечер Юрия Маркина. Произведения разных лет – Концертино для валторны и джаз-оркестра, Концерт для трубы с оркестром, Вторая симфония и Фортепианный концерт – звучали в исполнении «Круглого Бенда», руководимого саксофонистом (а точнее, мультиинструменталистом) Алексеем Кругловым.


ЗА РУБЕЖОМ

ПОЧЕМУ ОРФ?..

В апрельско-майской серии концертов Израильского филармонического оркестра наряду с виолончельными произведениями Чайковского и Шостаковича, где солировала американка Алиса Вейлерстейн, прозвучала сценическая кантата Карла Орфа «Кармина Бурана». Авторское определение жанра этого произведения удивительно точно, но об этом чуть позже. А пока – о вопросе, который к музыке прямого отношения не имеет. Им задаются многие как в самом Израиле, так и за пределами страны. Вопрос звучит примерно так: почему в Израиле не исполняются произведения Вагнера, но беспрепятственно звучит музыка Р. Штрауса и Орфа, которые сотрудничали с нацистами? На исчерпывающий ответ я не претендую. Однако некоторые сложившиеся спекуляции и предрассудки постараюсь развеять, для начала кое-что уточнив.


ЗВЕЗДНОЕ НЕБО БАРЕНБОЙМА

В Берлинской Штаатсопер и филармонии прошли Фестивальные дни Даниэля Баренбойма. Главными событиями стали вечер фортепианного дуэта Даниэля Баренбойма и Марты Аргерих с редко исполняемой версией для двух роялей «Весны священной» Стравинского, выступление Пласидо Доминго в заглавной партии в опере «Симон Бокканегра» Верди и премьера оперы «Тангейзер» Вагнера в постановке знаменитого хореографа Саши Вальц.


ПОЛЬСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ

Премьера оперы «Портрет» Мечислава Вайнберга в постановке Дэвида Паунтни стала центральным событием XXI Международного оперного фестиваля в Быдгощи


ВЕСТИ ИЗ ЯКУТИИ

Сергей СЮЛЬСКИЙ: «ДОНЕСТИ ИСКУССТВО ДО КАЖДОГО ЖИТЕЛЯ РЕСПУБЛИКИ – НАШ ДОЛГ»

Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона ведет свою историю с 1940-х: вначале как музыкально-драматический, затем с 1971 г. музыкальный, а с 1991 г. – театр оперы и балета. За последние пять лет театр стал лауреатом специальной премии жюри фестиваля «Золотая маска», обладателем диплома всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России в сфере культуры и искусства», вошел в национальный реестр «Лучшие учреждения культуры России». Директор С.А. Сюльский рассказал «Играем с начала» о жизни и насущных задачах вверенного ему в прошлом году театра.


ЖИЗНЬ ВУЗА

ЛОЗА ВЫСОКОГО ИСКУССТВА

2014-й – год 75-летия профессионального музыкального образования в Магнитогорске. В начале 1930 годов создавать высокое искусство в строящийся рабочий город прибыл «московский десант» – ученики и последователи выдающегося ученого, педагога, просветителя Б.Л. Яворского. Это были Л.А. Авербух, В.А. Дехтерев, М.М. Новикова, А.Л. Сулержицкий. Тогда «город будущего» состоял сплошь из бараков и землянок.


ДЕКАДА МУЗЫКИ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ

«Играем с начала» продолжает серию публикаций, посвященных деятельности Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке. В год 80-летия со дня рождения Альфреда Шнитке институт проводит целый ряд мероприятий, посвященных его юбилею. С 14 по 24 апреля в концертном зале института состоялись концерты, объединенные названием «Декада музыки Альфреда Шнитке», в которых приняли участие студенты исполнительских кафедр. Старт фестивалю был дан 9 апреля в Концертном зале Н.Я. Мясковского Московской консерватории, где прошел своего рода пролог к «Декаде» – концерт «Альфреду Шнитке посвящается». Об этом событии – в предлагаемой статье профессора МГИМ им. А.Г. Шнитке, лауреата премии правительства России Е.Б. Долинской.


ЖИЗНЬ КОЛЛЕДЖА

МОЛОДЫЕ КОМПОЗИТОРЫ В ПУШКИНО

В конце апреля в Московском областном музыкальном колледже им. С.С. Прокофьева г. Пушкино прошел VI Московский областной открытый конкурс композиции, импровизации и музыкальной журналистики им. С.С. Прокофьева. Этот конкурс оказался рекордным как по количеству участников – 100 человек, так и по расширившейся географии – до подмосковного Пушкино доехали участники из всех концов Подмосковья, Санкт-Петербурга и Петрозаводска.


ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

В Бузулукском музыкальном колледже завершилась IV Международная «Академия фортепианного искусства», посвященная Году культуры. Масштабный проект осуществлен по инициативе и при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области.


ЖИЗНЬ ШКОЛЫ

ЖИВАЯ СИЛА ВЕЛИКИХ ТРАДИЦИЙ

24 апреля в концертном зале ДМШ им. К.Н. Игумнова г. Москвы в рамках ежегодного фестиваля «Игумновские встречи» состоялся концерт лауреатов Международного конкурса-фестиваля юных пианистов им. К.Н. Игумнова, посвященный 60-летию образования Липецкой области


ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ

В преддверии выпускного вечера в ДМШ им. Дж. Гершвина – о единственной в своем роде школе, любимой и учениками, и их родителями


ВЕСЕННЯЯ ПРЕМЬЕРА

19 апреля на сцене Московского культурного фольклорного центра под руководством Людмилы Рюминой состоялась премьера спектакля «Весна-Волшебница», подготовленного Музыкальным театром МГДМШ им. Гнесиных «Солнечный ГНОМ»


«ЕСЛИ ДРУГОМ СТАЛА ПЕСНЯ…»

Так назывался концерт памяти заслуженного деятеля искусств РФ, президента Федерации детских и молодежных хоров России, композитора, хормейстера, педагога Юрия Ленславовича Тугаринова, прошедший 12 апреля в московской ДШИ им. М.А. Балакирева и организованный администрацией ДМШ им. А.К. Глазунова – школы, в которой Ю.Л. Тугаринов проработал более десяти лет.


ЮБИЛЕИ

СОХРАНЯЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

12 апреля во Дворце культуры «Коломна» состоялся юбилейный концерт «Песни нашего сердца», посвященный 50-летию со дня образования Детской музыкально-хоровой студии «Костер» и 20-летию Детской хоровой школы им. А.В. Свешникова г. Коломна. Двойной юбилей – это замечательный повод вспомнить историю становления учебного заведения, заложившего в своем городе основы музыкального образования и духовно-нравственного воспитания детей посредством хорового пения.


ПОЮЩЕЕ БРАТСТВО МАЛЬЧИШЕК

2013/2014 учебный год для Пермской хоровой капеллы мальчиков – юбилейный: коллектив отмечает 50-летие творческой деятельности. Ко Дню открытых дверей капеллы 19 мая – о том, как создавалась, развивалась и достигала высочайших успехов знаменитая хоровая школа.


ПЕРВЫЕ ПОЛВЕКА

Для человека полувековой юбилей – целая жизнь, а для школы – лишь небольшая часть ее истории. В апреле 50-летний юбилей отметила Детская школа искусств № 3 г. Смоленска, многие выпускники которой прославили родной город далеко за пределами области. Праздничное мероприятие состоялось в городском Доме культуры «Шарм».


КОНКУРСЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ПЕРМИ

С 21 по 25 апреля в Пермской государственной академии искусства и культуры проходил VI Всероссийский конкурс молодых скрипачей и виолончелистов «Волшебный смычок». Сегодня конкурс – это и культурный бренд края, и признание высоких достижений в отечественном музыкальном образовании.


ЛАУРЕАТ ИЗ БРЯНСКА

25–29 марта в Петрозаводске состоялся VII Международный конкурс музыкантов – солистов, исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные звуки»


МЕЛОДИИ МАЛАХИТОВОЙ ШКАТУЛКИ

Под таким названием 27-29 апреля в Челябинске прошел I Международный конкурс искусств


ФЕСТИВАЛИ

ХОРОВАЯ ВЕСНА НА МОСКОВСКОЙ ЗЕМЛЕ

Щедрым на впечатления, полнозвучным, ярким и красочным стал XIII Московский международный детско-юношеский хоровой фестиваль «Звучит Москва», прошедший в российской столице в преддверии майских праздников.


КОГДА ПОЕТ ДУША

5-6 апреля в Творческом центре «Москворечье» прошел Международный фестиваль-конкурс детской эстрадной песни «Твой голос», учрежденный совместно с Детским театром эстрадной песни «Мечта» под руководством Юлианны Виторт