< №3 (119) Март 2014 >
Логотип
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

ОПТИМИЗАЦИЯ НА МАРШЕ

Реорганизация государственных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, стала темой круглого стола, прошедшего 15 января в Московской консерватории и объединившего представителей трех звеньев музыкального образования. Предлагаемый материал является стенограммой встречи, публикуемой с незначительными сокращениями.

(Окончание. Начало см.: «Играем с начала», 2014, № 2.)


НАСЛЕДИЕ

ВЕЛИКИЙ ТРАГИЧЕСКИЙ ХУДОЖНИК

21 марта исполняется 175 лет со дня рождения Модеста Мусоргского. Меняется ли со временем наше восприятие классика – об этом в беседе с доцентом Московской консерватории, кандидатом искусствоведения Варварой Петровной Павлиновой.



ВНЕВРЕМЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО РИМСКОГО-КОРСАКОВА

170-летие со дня рождения Николая Римского-Корсакова, отмечаемое 18 марта, стало поводом для встречи с одним из наиболее авторитетных исследователей творчества композитора. Это Марина Рахманова – доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, автор монографии о Н.А. Римском-Корсакове.



ВПЕЧАТЛЕНИЯ

ВЕСТИ СЕРДЦА К ВЫСОТЕ

Начало весны Владимир Юровский вместе с руководимым им ГАСО России отметил двумя знаковыми концертами в двух главных залах столицы. Следуя своему давнему принципу, маэстро связал в рамках единой концепции широко известные классические произведения с настоящими музыкальными раритетами.



ЮЛИЯ ЛЕЖНЕВА: И МОЛОДОСТЬ, И ОПЫТ

Латинское a priori буквально означает «известное заранее», поэтому проникнуться смыслом названия международного фестиваля «Опера априори», обретенного Москвой, сложно. Зато звучит красиво. И если в подобном русле пойдет и дальше – каждый месяц с февраля по июнь по одному концерту такого же уровня и значимости, как открытие цикла, – то в море уже существующих фестивалей новый не затеряется.



ТАТЬЯНА, ОНЕГИН, ЖОЛДАК

Солистке Михайловского театра Татьяне Рягузовой, обладательнице лирико-драматического сопрано удивительной красоты, теплоты, душевности и силы, выпал непростой жребий исполнить знаменитую тезку в опере «Евгений Онегин» Чайковского в постановке радикально настроенного режиссера Андрия Жолдака. Совсем недавно эта постановка была показана на Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Золотая маска», на котором она представлена в нескольких номинациях.



НЕВЕСТА БЕЗ ПРИДАНОГО

Постановка оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», увидевшая свет исторической рампы Большого театра в конце февраля, была преподнесена как премьера. Однако назвать спектакль новым нельзя.



РЕДКОЕ МАСТЕРСТВО: ЗДОРОВО, НО МАЛО

«Тоска» Джакомо Пуччини – безусловный шедевр оперной литературы, что подтверждается его популярностью в планетарном масштабе: трудно найти оперный театр, где бы не шла эта опера. «Тоска» в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко едва ли может быть отнесена к удачным спектаклям, хотя благодаря музыке великого маэстро и известности самого названия она также всегда собирает полный зал.



ТРИУМФ ДЖАЗ-РОКА

Любители джаза уже привыкли, что в конце февраля – начале марта самый почитаемый у нас саксофонист Игорь Бутман устраивает международный фестиваль «Триумф джаза». Фестиваль никогда не обходился без присутствия западных звезд: в разные годы среди них были Ди Ди Бриджуотер, Гэри Бёртон, Ларри Кориэлл, Тутс Тильманс, Ли Кониц, Ахмад Джамал. Вот и нынешний форум не стал исключением: хэдлайнерами четырнадцатого по счету «Триумфа» стали Трио Дэйва Холланда и квартет Gamak Рудреша Махантхаппы.



ЗА РУБЕЖОМ

ИЗРАИЛЬСКИЙ ЮБИЛЕЙ «ПОЛЬСКОГО РЕКВИЕМА»

Пожалуй, самым заметным февральским музыкальным событием в Израиле стало исполнение «Польского реквиема» Кшиштофа Пендерецкого в серии концертов Израильского филармонического оркестра под управлением самого 80-летнего автора. Для нашей страны и для самого композитора оно было в своем роде юбилейным: 20 лет назад Пендерецкий представил здесь вторую редакцию этого сочинения (еще без струнной Чаконы, которая прозвучала в этот раз) сразу после ее мировой премьеры 11 ноября 1993 года в Стокгольме.



ИСКУПЛЕНИЕ КАРИТЫ

В Финской национальной опере состоялась премьера «Енуфы» Леоша Яначека в постановке Оливье Тамбози. В заглавной партии выступила звезда мировой оперы Карита Маттила.




СОВРЕМЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Александр МАНОЦКОВ: «КОМПОЗИЦИЯ – ЭТО НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ФУНКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Участник ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», музыкальный куратор проекта «Платформа» – уже это сочетание говорит о широте интересов одного из самых продуктивных и востребованных современных композиторов. Кажется, нет такого жанра, в котором бы ни работал Александр Маноцков: инструментальные и вокальные сочинения, кантаты и оратории, авангардные перформансы и духовная музыка, оперы, музыка к кино и спектаклям. В начале марта в Москве был записан диск песен Маноцкова на стихи Хармса, Введенского и Хименеса под названием «ПЕЛИ». Тогда же в культурном центре «Дом» состоялся авторский концерт композитора, давший начало беседе.



Алексей РЫБНИКОВ: «КОМПОЗИТОР ДОЛЖЕН УМЕТЬ ГОВОРИТЬ НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ»

Алексей Рыбников приобрел широкую известность как автор рок-оперы «Юнона и Авось» и прекрасной киномузыки. Однако он много работает и в академических жанрах, что подтверждает, например, петербургская афиша ближайшего времени. 6 апреля в Северной столице впервые прозвучат симфонические произведения Рыбникова: Шестая симфония, «Музыка Ликии» и «Ночная песнь». Предлагаемая беседа с композитором на широкий круг тем состоялась в преддверии этих премьер.



НОВАЯ МУЗЫКА НА ОБРАЗЫ ЧАЙКОВСКОГО

Два года назад Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) начал уникальный концертный проект. 24 пьесы «Детского альбома» П.И. Чайковского звучат в исполнении учащихся ДМШ от 6 до 13 лет, и вслед за каждой из них солисты ансамбля исполняют «парафраз» на нее, написанный специально для проекта одним из современных композиторов. Таким образом, в одной концертной программе звучит и весь цикл пьес Чайковского, и музыка почти двух десятков современных авторов, а юные музыканты участвуют в исполнении наряду с профессионалами.



МУЗЫКА ПЕРВОГО ДНЯ ПОСТА

1 марта в Большом зале Петербургской филармонии открылся пятый сезон «Великопостных концертов», возрождающих историческую традицию XIX века, когда на время Великого поста прекращались театральные представления и наступало время исключительно для концертных выступлений солистов-виртуозов, оркестров и хоров



ПОРТРЕТЫ

Василий ВАЛИТОВ: «ИНТЕРЕСНО ПРЕДЛОЖИТЬ ОРКЕСТРУ НЕЧТО НОВОЕ»

Творчество молодого, но уже опытного дирижера Василия Валитова зиждется на нескольких китах. С 2001 года он – художественный руководитель и главный дирижер Юношеского симфонического оркестра России им. Л.В. Николаева, с 2004-го – художественный руководитель культурно-социального проекта «Музыка детских сердец», с 2010-го – штатный дирижер московской «Новой оперы». На протяжении трех лет В. Валитов возглавлял Астраханский театр оперы и балета, в его послужном списке также сотрудничество с десятком коллективов, в том числе зарубежных (во Франции, Польше, Люксембурге и Испании).



ЧЕРНО-БЕЛЫЕ КОДЫ АЛЕКСЕЯ ЛЮБИМОВА

Самый нескучный и азартный музыкант современности, чье исполнительство сопряжено с непрекращающимся исследовательским интересом к языку музыки, – пианист Алексей Любимов выступил в Малом зале Петербургской консерватории.



Виктория ЯРОВАЯ: «НАДО ИДТИ ЗА СВОИМ ГОЛОСОМ»

Молодая солистка московской «Новой оперы», меццо-сопрано Виктория Яровая сегодня известна не только на родине, но и за рубежом. Впервые эту исполнительницу я открыл для себя на Россиниевском оперном фестивале в Пезаро, который Виктория, делавшая первые шаги на международной арене, завоевывала еще под девичьей фамилией Зайцева: в 2009 году она была Маркизой Мелибеей в молодежной постановке «Путешествия в Реймс», в 2010-м – Сивено в «Деметрио и Полибио» уже в основной программе фестиваля. Как Виктория Яровая певица вновь вернулась в Пезаро в прошлом году в партии Эрнестины в одноактном фарсе «Случай делает вором».



ПАМЯТНАЯ ДАТА

КОНДРАШИН О КОНДРАШИНЕ

«Подлинное искусство немыслимо без индивидуальности творца». Так считал Кирилл Кондрашин. 6 марта исполнилось 100 лет со дня рождения дирижера. Выборочные материалы его писем и интервью – напоминание о непростой биографии одного из наиболее известных отечественных музыкантов.



КРУГЛЫЙ СТОЛ

ИНКЛЮЗИЯ КАК ИННОВАЦИЯ

25 февраля Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) провела всероссийский круглый стол с международным участием по теме «Актуальные вопросы обучения искусству детей с особыми образовательными потребностями». Мероприятие состоялось в контексте реализации закона «Об образовании в Российской Федерации».



ЖИЗНЬ ШКОЛЫ

ЮБИЛЕЙ НА «ОТЛИЧНО»

Для любой детской школы искусств круглая дата – это не только повод для гордости, но и своего рода экзамен. Чтобы организовать праздничное мероприятие и провести его безупречно от и до, требуется слаженная работа администрации, учителей, родителей и, конечно, учащихся. 24 февраля на сцене Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой состоялось торжество, посвященное 35-летию ДШИ им. С.Т. Рихтера, и оно прошло на «отлично».



РАДОСТНЫЕ ВСТРЕЧИ С ИСКУССТВОМ

25 февраля в Московском Культурном Фольклорном центре под руководством Л. Рюминой уже в четвертый раз прошел праздник танца – фестиваль «Москва объединяет друзей», организатором которого является ДШИ им. В.Д. Поленова. Детские хореографические коллективы из ДШИ со всей Москвы и Подмосковья собрались в большом зале центра, чтобы показать свои таланты и обменяться опытом с коллегами.



ЮНЫМ ДЖАЗМЕНАМ – В ВИДНОЕ!

Детская школа искусств города Видное вновь открыла двери юным талантливым музыкантам –

15-16 февраля здесь состоялся II Московский областной открытый конкурс эстрадно-джазовой и современной инструментальной музыки.



ДВА ЮБИЛЕЯ В ОДНОЙ ШКОЛЕ

Старейшая музыкальная школа в Зеленоградском административном округе города Москвы – Детская музыкальная школа им. М.П. Мусоргского в этом году отмечает свое 45-летие



ТАИЦКИЙ СЛЕД В БИОГРАФИИ КЛАССИКА

28 февраля решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области Таицкой детской музыкальной школе присвоено имя Николая Андреевича Римского-Корсакова.



ПРЕОБРАЗУЯ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА

ДШИ № 2 (Лицей искусств) города Глазова Удмуртской Республики – уникальное учреждение, реализующее инновационные проекты в учебной, методической и творческой деятельности, в этом году отмечает 25-летие.



ЮБИЛЕЙ

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Одному из ведущих представителей вокальной школы Бурятии, заслуженному работнику культуры Бурятии и России, кавалеру ордена Почета Вячеславу Баяндаевичу Елбаеву 10 марта исполнилось 75 лет. В честь юбиляра на сцене Бурятского академического театра оперы и балета состоялся концерт, собравший его учеников, друзей, коллег и поклонников вокального искусства.



КОНКУРСЫ

МУЗЫКА СЛАВЯНСКОЙ ДУШИ

22-23 февраля в Детской музыкальной школе № 8 Волгограда проходил I Всероссийский фортепианный конкурс «Звучи, славянская душа»



ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА В ТВОРЧЕСКИХ РУКАХ

1 марта 2014 года при поддержке Министерства культуры Московской области в «Детской школе искусств № 1» Мытищинского муниципального района состоялся Всероссийский конкурс электронной и компьютерной музыки.